Обзор фильма «Черный Адам». Слишком мало мемов
Пока конкуренты из Marvel выстраивали единое полотно киновселенной, у DC творился форменный бардак. Разные режиссеры тянули стиль и настрой в свою сторону, единого канона не было, а сыгранные в разных фильмах одними и теми же актерами герои получались разными версиями себя. Начинать перезапуск этого цирка выпало «Черному Адаму». По трейлерам он казался очередным невнятным фильмом про невнятного героя, который при этом еще и немного злодей. Вышло ли из этого что-то путное? Забегая вперед скажем, что вышло как обычно, но с небольшой изюминкой в неожиданном месте.
В далеком горном городе…
История фильма разворачивается исключительно в вымышленном городе Кандак. Этот окруженный горами и морем населенный пункт всю свою историю страдает от тирании — что пять тысяч лет назад его терроризировал король Ан-Кот, поработивший местных жителей и заставивший их добывать в шахтах ценный минерал для создания демонической короны Саббака, что в наше время его захватили наемники из группировки «Интерганг».
Только пять тысяч лет назад у Кандака был свой герой — Тет Адам, бывший раб, которого боги за неповиновение тирану наделили силой превращаться в супергероя. По легенде, он вошел в тронный зал к королю, размазал его со свитой по стенам, а затем навсегда исчез, став Защитником Кандака и оставшись лишь в преданиях. Как вы понимаете, в наше время городу такого Защитника очень не хватает…
Сурового такого Защитника не хватает
Черный Адам неоднозначный персонаж комиксной вселенной DC. В разных сюжетных арках ему меняли происхождение, силы, мировоззрение, мифологию, историю и даже сторону (добро или зло), на которой он выступает. Одно оставалось неизменным — он всегда относился к той части вселенной, которая связана с Шазамом и волшебниками, то есть тем парням, которым достаточно сказать «Шазам!», и из задрипанного школьника они превращаются в Закари Ливая и прочих.
Вот и в этом фильме Черный Адам — очень неопределенная сущность. В целом, он выступает как второстепенный персонаж, а история в основном подается от лица археолога Адрианны Томаз и ее сына-подростка Амона. Они-то думают, что Адам сейчас всех спасет и всем поможет, а он мнется и вообще вон какой нехороший! А в итоге уверенность в том, что пробуждать местное божество от многолетнего сна (Адам томился в каменной темнице те самые пять тысяч лет) было хорошей идеей приходит далеко не сразу.
И на этом чувстве фильм пытается играть.
Злое кино
Простые истории о парнях в труселях поверх штанов в кино уже явно исчерпались. В поисках новой золотой нивы или просто в попытке освежить застоявшееся болото какое-то время назад киновселенная DC пошла не просто в направлении более мрачного кино, а решила вывести на передний план злодеев. «Отряд самоубийц», «Хищные птицы», «Джокер» (у которого, кстати, паритет зрительских оценок с «Черным Адамом») — новая лента встраивается в этот ряд?
Нет, но какие-то попытки в этом направлении есть. Жанр супергеройского боевика про мужчину в трико ограничивает сложность характеров, но авторы всеми силами пытались сделать из Черного Адама неоднозначного героя. На это работает и его поведение, и раскрывающаяся в итоге подноготная персонажа, и его нежелание сотрудничать. А также то, что Адам отрывает людям ноги и руки в ходе боевых сцен, но делает это так ловко, что не нарушает рейтинги «12+» и PG-13.
Крутые парни не смотрят на взрывы, понимаете?
Экшен и вообще некоторая жестокость — единственное, что в фильме уверенно показывает темную сторону персонажа. В отличие от Бэтмена, Адам не стесняется убивать несимпатичных миньонов в лице наемников «Интербанды» (для этого они, собственно, и нужны), отрывая им уже упомянутые конечности, а также испепеляя, сжигая, разрывая и совершая другие непристойные действия. Разумеется, такой герой в современном кино должен быть раскритикован, и для этого в дело вводят Общество Справедливости.
Уже к концу первой трети, когда Адам пробуждается и начинает устраивать беспредел с захватчиками, в город прилетает команда супергероев, ответственная за поддержание миропорядка — но не Лига Справедливости, а попроще. Туда вошли такие звезды комиксных страниц, как Человек-ястреб (ну путать с Соколом из Marvel), Доктор Фэйт, Циклон и Крушитель Атомов. Вы тоже не слышали об этих супергероях? Немного жаль, но вообще даже хорошо — в фильме им уделят достаточно внимания.
Костюм Ястреба где-то между Валькирией из God of War и маскотом Cluckin’ Bell из San Andreas
Разумеется, этим второстепенным персонажам не удастся остановить Адама, наделенного силами богов — зато в ходе боев они порушат центр города и несколько районов, встретят неодобрение жителей и даже задумаются, а хорошим ли делом заняты. Неожиданный поворот для тупого супергеройского боевика, не правда ли?
Откуда не ждали
Впрочем, все это — «серая мораль», драки и куча людей в странных костюмах — не главные положительные стороны фильма. Как ни странно, но лучшее, что тут есть — персонажи и их взаимодействие.
Вот, например, упомянутый сын археологини Амон — простой подросток, который учит Черного Адама говорить крутые фразы, убегает от наемников на скейтборде и за время фильма не совершает каких-то действительно тупых поступков. Очень редкое свойство для подобных персонажей в подобных фильмах.
Фургончик почти как в Скуби-Ду
Его дядя Карим — так и вообще один из лучших сайдкиков, которые нам встречались за последние годы в такого рода кино. Полный лысеющий мужчина водит смешной микроавтобус и уморительно шутит, подкалывая практически всех действующих лиц, а в критических ситуациях поступает также на удивление здраво, ну а когда не здраво, то даже героически. Также благодаря его музыкальному вкусу в фильме есть экшен-сцены вроде тех, что были в «Отряде самоубийц» — например, в одном из своих первых появлений Черный Адам разносит группу наемников под Rolling Stones, звучащую из упомянутого фургончика.
Несмотря на это, нельзя сказать ничего хорошего о местном злодее (это не Адам). Чтобы не спойлерить (это все-таки некрасиво), просто отметим, что связанные с ним сюжетные повороты, в целом образ персонажа, и, конечно же, финальное CGI-месиво с «монстром» не радует ни сценарным мастерством, ни техническим исполнением. Зак Снайдер в «Бэтмене против Супермена» ввел эту дурацкую традицию выносить финальный замес с «настоящим» (плохо нарисованным на компьютере) злодеем в дополнительный, четвертый сюжетный акт, который кажется натянутым и портит темп повествования.
Пирс Броснан поясняет Скале за манеры, фото в цвете
Из Общества Справедливости хочу отдельно отметить Доктора Фэйта — необычный супергерой, блестяще сыгранный Пирсом Броснаном. Манеры, как известно, лицо мужчины, и даже будучи пожилым Джеймсом Бондом актер смог придать глубины и живости персонажу. Про него вообще не хочется ничего говорить, кроме того, что и в лучших частях Kingsman он бы смотрелся просто блестяще.
Ну и нельзя не сказать про местную, так сказать, звезду.
Слишком мало мемов
Дуэйн «Скала» Джонсон — единственная продающая маркетинговая фишка фильма, и, судя по сборам, она сработала. Понять другие достоинства картины по трейлерам невозможно, а вот харизматичная лысина и проницательный взгляд карих глаз рэстлера смогли заманить в кинотеатры падких на это дело зрителей.
Но за эту ли харизму мы любим Скалу? Скажу от себя — я его обожаю, но только как героя мемов и тиктоков. Пронизывающий взгляд на меня работает только под звуковые эффекты из меметичных видео, а без них, по-моему, Джонсон просто прикольный мужик. К сожалению, в фильме мемный потенциал актера безбожно похоронен.
Скала нормально играет, особенно для рэстлера. Ему удается передать переживания персонажа и некоторый трагизм, но ведь фильм не пытается быть все время серьезным, почему так вышло, что Джонсон в нем совершенно не юморной? Ни одной отмоченной шутки, ни одного готового шаблона для мемов — честно говоря, всего, из-за чего я ждал фильм, тут нет. Но это, видимо, только мои проблемы.
Ради чего стоит смотреть:
- Это нормальное развлекательное кино
- Хорошо прописанные и сыгранные персонажи (Пирс Броснан!)
- Неплохой юмор
Что портит удовольствие:
- Это супергеройское кино
- В нем нет ничего особенного
- Мемный потенциал Скалы не раскрыт
- Перезапуск киновселенной DC из этого вышел таким себе
Итог
Никто не ждал, что «Черный Адам» станет новым словом в блокбастерах и супергеройском кино, и так оно и вышло. Это совершенно средний фильм, который большинство пропустит — и будет право. Впрочем, если все-таки его глянуть, то разжижения мозга не случится: из картины выйдет отличный спутник что под томный вечер и пиво, что под праздный поход в кинотеатр. Хорошие персонажи и юмор, средний экшен и стандартная картинка с обилием компьютерной графики — похоже, что плюс-минус по всем пунктам это обычный фильм про мужчину в костюме и со сверхспособностями. И без мемов со Скалой.