Забастовка сценаристов в Голливуде: что требуют актеры, как реагируют студии, причем здесь писатели и насколько все серьезно
Оглавление
Развернуть
Кина не будет
Начало забастовки и очередной Marvel-конфликт
Глава Disney, оторванный от реальности
Восстание машин
Что происходит с текущими проектами?
Киноиндустрия полна сюрпризов. Это казалось невозможным, но вслед за сценаристами на праведный путь борьбы вышли и актеры. После одобрения SAG-AFTRA 14 июля 2023 года они начали забастовку. Производство многих проектов было остановлено, каст «Оппенгеймера» покинул собственную премьеру, успев лишь пройтись по красной ковровой дорожке. Премьера фильма «Особняк с привидениями» прошла без основного актерского состава. Президент Гильдии обвинила главу Disney в оторванности от реальности — и это только начало. Разбираемся, что происходит, и как двойная забастовка повлияет на индустрию.
Кина не будет
В начале мая в США стартовала забастовка сценаристов. Крупнейший бунт в киноиндустрии за последние 15 лет. Каждый день под девизом Pens down! стоит экономике Калифорнии $30 млн. Аналогичная забастовка сценаристов 2007 года длилась сто дней и унесла за собой миллиарды долларов. Сейчас может быть еще хуже, ведь к борьбе подключились актеры. Для кинобизнеса это даже в теории выглядело убийственной перспективой.
Что ж, самым страшным кошмарам свойственно сбываться.
Если остановка писательской работы ведет за собой перерыв в производстве различных шоу, фильмов и сериалов, то актерская забастовка бьет по индустрии с другой стороны. В это смутное время до периода заключения соглашения актеры будут отсутствовать не только на съемочной площадке, но и на любых мероприятиях по продвижению собственных проектов. Например, на премьере «Оппенгеймера» в Лондоне каст проекта успел пройтись по красной ковровой дорожке, а потом всем пришлось уйти, потому что забастовка официально стартовала.
Эти глаза выражают все
Премьера диснеевского «Особняка с привидениями» проходит без основного актерского состава. Неудивительно, что маркетинговая стратегия по продвижению фильма «Барби» (релиз картины в один день с нолановским «Оппенгеймером», и про это не пошутил разве что ленивый) настолько агрессивна. В каком-то смысле это игра на опережение.
И, надо сказать, успешная
Начало забастовки и очередной Marvel-конфликт
Чтобы выразить свое неравнодушие к текущему положению дел в киноиндустрии, еще до начала актерской забастовки ряд артистов сделали заявление в защиту сценаристов, среди которых Элизабет Олсен, Аманда Сайфред и Гэбриел Луна. Все они сходились во мнении, что предыдущий контракт потерял свою актуальность. Раньше за свои проекты у сценаристов и актеров была возможность получать роялти, но с приходом стримингов все изменилось. Теперь за количество просмотров они не получают ничего.
Порой сценаристы не получают даже то, на что подписывались
Недавно сценаристка сериала «Мисс Марвел» А. К. Брэдли рассказала, что уже в период производства шоу переписала все эпизоды проекта и не получила от Marvel гонорар. Получилось так, что оригинальный состав писателей выбыл из сериала — и ей, как супергероине, вместе с другой командой сценаристов пришлось спешить на помощь.
В итоге после внесения, по словам А. К. Брэдли, значительных правок в сценарий, ее указали соавтором лишь трех серий из шести. Брэдли уже сотрудничала с Marvel над анимационным проектом «Что, если…?», но проблемы со студией у нее возникли после работы над сольником Камалы Хан. Писательница уточнила, что компания платила ей еженедельно, и речь идет об остальной части гонорара, которую она должна была получить.
Сценаристка попросила Гильдию проконтролировать, что студии Disney и Marvel платят писателям все им полагающееся
Это не первый случай, когда сотрудники Marvel жалуются на то, что им не доплатили. В прошлом году создатели персонажа Елены Беловой получили за фильм «Черная вдова» по $5 тысяч вместо положенных $25 тысяч. Подобная разница обуславливается сложной системой контрактов, которые позволяют студии занижать авторам гонорар.
VFX-специалисты после нескольких последних релизов Marvel анонимно рассказывали журналистам о сложных трудовых условиях и низких зарплатах. Кроме того, источники THR сообщали, что Marvel уменьшает выплаты за камео в фильмах. История же битвы Скарлетт Йоханссон с Disney получила более широкую огласку в СМИ. Актриса подала в суд на компанию за нарушение контракта на онлайн-показы «Черной вдовы», из-за которых Йоханссон не могла получить полную выгоду от этого проекта.
В конечном счете конфликт был урегулирован
Глава Disney, оторванный от реальности
Marvel, как и Lucasfilm принадлежат Disney. В рамках своей миссии по сокращению расходов глава компании Боб Айгер принял решение провести волну сокращений ради удержания $5,5 млрд, а недавно объявил о разочаровывающих последних релизах Marvel и сокращении количества контента по этой киновселенной и киновселенной «Звездных войн».
Забастовка сценаристов и актеров упирается в деньги, с которыми Disney расставаться не спешит
Но борьба есть борьба — и чтобы отстоять свои интересы, лицо актерской революции, президент SAG-AFTRA Фрэн Дрешер раскритиковала Боба Айгера за оторванность от реальности. Айгер прямо дал понять, что сейчас для забастовок как никогда неудачное время, а Дрешер ему ответила, что его мнение отвратительно и ужасно.
«Нам удалось заключить с режиссерской Гильдией отличную сделку, отражающую вклад, который она вносит в этот замечательный бизнес. Мы хотели бы того же по отношению к сценаристам и актерам, но их уровень ожиданий попросту нереалистичен. Они только добавляют проблем к уже существующим сложностям, с которыми сталкивается этот бизнес, что, говоря откровенно, очень разрушительно».
Боб Айгер
Глава Disney
«Его мнение ужасно, отвратительно и оторвано от реальности. Он не прислушивается к нашим требованиям, и я не думаю, что это играет ему на руку. На месте компании я бы заперла его подальше, не позволяя давать комментарии эту тему. Он просто не знает, как много работают обычные люди, не получающие даже приблизительно столько, сколько он. Семизначные, восьмизначные суммы — они зарабатывают сумасшедшие деньги, не переживая о том, что от этого начинают походить на средневековых феодалов».
Фрэн Дрешер
Президент Гильдии актеров
В общем, пока диалог как-то не вяжется
Восстание машин
Двойная забастовка — явление для киноиндустрии, конечно, не беспрецедентное, но крайне редкое. Аналогичная ситуация последний раз происходила в 60-е, а предыдущая забастовка актеров и вовсе длилась считанные часы — и дело то было в 80-м. С тех пор многое изменилось. Как сценаристы, так и актеры обеспокоены влиянием искусственного интеллекта на их профессию. С писателями все очевидно: незамысловатую шпильку о том, что «сценарий проекта написала нейросеть» хоть раз кто-то да порывался вставить в своих обзорах или отзывах. Или такую: «Даже нейросеть написала бы лучше». Не будем спорить о справедливости подобного мнения, дело в том, что создаются целые проекты, сценарий которых написал ИИ. Пока это единичные случае, но в перспективе для индустрии это может сказаться не лучшим образом.
Поэтому сценаристы хотят ограничить влияние ИИ на сферу их деятельности
С актерами влияние новых технологий чуть менее очевидно, да и то лишь на первый взгляд. Достаточно вспомнить, как все удивлялись, когда в 2013 году Бенедикт Камбербэтч рассказывал, что, пытаясь получить роль в «Стартрек: Возмездие», записал пробы на телефон. В период пандемии это уже стало обычным делом, а теперь — тем более.
Но это только первые шаги. Если раньше для того, чтобы омолодить или состарить актера, использовали грим и свет, то теперь новые технологии позволяют расширить возможности внешней трансформации персонажа.
К примеру, в «Первый мститель: Противостояние» персонажа Роберта Дауни-младшего «омолодили» в студии Lola VFX.
Без эффекта зловещей долины не обошлось, но и на дворе тогда был 2016 год.
Не так давно в финале второго сезона «Мандалорца» появился Люк Скайуокер.
В спин-оффе проекта «Книга Бобы Фетта» стало чуть лучше.
Фильм «Изгой-один: Звездные войны. Истории» — это приквел «Новой надежды» 1977 года, выпущенный в 2016 году. В нем появляется камео принцессы Леи. Кэрри Фишер, очевидно, не участвовала в съемках. Вместо нее в той сцене была задействована актриса Ингвильд Дейла.
В прошлом году появились новости о том, что Disney создала ИИ-инструмент для омоложения актеров (или, напротив, прибавления им возраста).
Опять же, пока это нельзя назвать обыденностью. Во всяком случае, не на том уровне, когда пользователь стриминга сможет сколотить себе кино на вечер на основе базы данных сервиса. Но не то что бы это выглядело фантастической перспективой.
Помимо этого, в ходе забастовки стало известно, что голливудские студии хотят заменить актеров их цифровыми копиями, созданными на основе искусственного интеллекта. Пока речь идет про массовку. Студиям это выгодно: предлагать оплату за один съемочный день, чтобы отсканировать исполнителя второстепенной роли, а потом использовать его образ так, как посчитают нужным. К слову, подобное было показано в сериале 2018 года «Маньяк» с Эммой Стоун. Не говоря уже про один из эпизодов нового сезона «Черного зеркала».
В «Маньяке» можно было продать изображение себя, а потом находить его в самых неожиданных объявлениях
Что происходит с текущими проектами?
Конечно, работа над большинством из них остановлена. Тем не менее съемки второго сезона «Дом Дракона» продолжаются, «Дюна: Сестринство» тоже в производстве. Забастовка касается голливудских сценаристов и актеров, а большая часть каста этих проектов — британские артисты, у которых действующие контракты с местным профсоюзом Equity, членам которого запрещено присоединяться к забастовке с SAG-AFTRA.
Часть актерского состава «Андора» тоже из Британии, поэтому поначалу было не понятно, остановят ли съемки, но в итоге сейчас работа над вторым сезоном не идет. Есть в этом какая-то мрачная ирония. На съемки первого сезона повлияла пандемия, на второй — крупнейшая забастовка в индустрии со времен 60-х.
Но времена не выбирают
Что касается независимых проектов, недавно Гильдия актеров опубликовала список из 39 фильмов и сериалов, которые подписали временное соглашение о продолжении съемок во время забастовки. Среди них проекты «Дева Мария» с Энн Хэтэуэй и Михаэлой Коэл, «Соперники Амзии Кинга» с Мэттью Макконахи, «Смерть единорога» с Полом Раддом и Дженной Ортегой и «Пыльный кролик» с Сигурни Уивер и Мадсом Миккельсеном.
Со временем в этом списке будет куда больше проектов.
Киноиндустрия меняется, поэтому сценаристы и актеры не хотят продолжать работу в рамках устаревших соглашений. Пришло время определить новые условия сотрудничества, так что все происходящее закономерно. Остается надеяться, что стороны как можно быстрее придут к взаимопониманию, и зрителям не придется ждать релизов своих любимых проектов слишком долго.