Обзор фильма «Барби». Пластмассовый мир (и феминизм) победил
Оглавление
Развернуть
Ребята, вы когда‑нибудь думали о смерти?
Барби на большом экране
Свержение канона
Немного о барбипротопипе
Барби и хейтеры
Зловещий патриархат и удобный феминизм
Death in plastic, it’s fantastic!
Каждый день — это лучший день, но однажды реальность настигнет даже кукольный мир. На экраны вышел фильм Греты Гервиг «Барби» о пути примирения с собственной неидеальностью. Рассказываем, почему картина — действительно не то, чем кажется, и как она помогает вывести киновселенную Mattel на новый уровень.
Ребята, вы когда‑нибудь думали о смерти?
В Барбиленде легко заблудиться, но не переживайте. Умиротворенный голос за кадром (рассказчиком выступает Хелен Миррен) все вам объяснит. Вот как устроен этот мир: Барби просыпается, идет в душ, готовит идеальный завтрак, проводит время на пляже днем и на вечеринке вечером, ночью устраивает девичник, а наутро все повторяется.
До какого-то момента, пока в разгар одной из тусовок стереотипную Барби (Марго Робби) не посетят мысли о смерти. Наступит точка невозврата. После девичника кукла проснется с головной болью, примет холодный душ, упадет с крыши, сожжет вафли и увидит, что у молока на завтрак истек срок годности. Но самое страшное — ее пятка теперь касается земли!
О чем она сразу же рассказывает своим подругам Барби
Дальше становится только хуже. У Барби появляется целлюлит, и она окончательно теряет собственную безупречность. Для куклы это трагедия, ведь стереотипичная Барби умеет быть только идеальной. Чтобы вернуть все на круги своя, барбиподруги отправляют ее к странной Барби (эта роль досталась шикарной Кейт Маккиннон). С этой куклой жестоко обошлись в реальном мире, поэтому она способна «чинить» неопытных Барби с идеальной жизнью.
Возможно, самый глубокий образ этого фильма
Эта «неправильная» кукла рассказывает героине, из-за чего ее настигают подобные беды. Оказывается, в Реальном мире с ней кто-то играет неправильно. Теперь кукле нужно отправиться туда, чтобы найти свою хозяйку и выяснить, что происходит.
Барби на большом экране
Mattel хотела снять полнометражный фильм о Барби с 2009 года. Сначала сотрудничая с Universal Pictures, потом с Sony, пока, наконец, не сработалась с Warner Bros. Барби как хамелеон: образ куклы адаптируется под чужие ожидания. Она создана с единственной целью — показать, что у девочек есть выбор. Раньше они могли играть только с пупсами, таким образом примеряя на себя исключительно роль матери.
Барби же дала им возможность альтернативного видения своего будущего
Поэтому какой-то определенной мифологии у бренда не было. Изначально Барби (сюрприз!) модель, затем кукла воплотила в своем образе сотни других профессий. Понятие женской самореализации в те или иные эпохи определялось слишком по-разному. Барби развивалась параллельно изменениям времени.
Сложно было снимать картину о персонаже без истории. В нулевые Mattel маскировала полное отсутствие Барби как личности (как бы ни звучало), присваивая чужие истории. Серия анимационных проектов о Барби, которые мы все застали в прекрасную эпоху DVD, представляла собой адаптацию хорошо знакомых массовой аудитории сюжетов. Барби появлялась на экране в образах принцессы и нищенки, Дюймовочки, балерины, мушкетера и русалочки.
С мультиками это отлично сработало
Концепция же потенциального фильма о Барби подстраивалась под текущие тренды. В 2009 году идея картины звучала как «Барби — самая популярная девушка в мире»; в 2016-м авторы планировали взять на главную роль Эми Шумер, а сюжет фильма закрутить вокруг того, как бодипозитивную Барби выгоняют из Барбиленда за несоответствие местным стандартам красоты.
Ведь в тот период в кино были очень популярны истории антигероев и отверженных
2023 год можно назвать эпохой No Pressure («Никакого давления»). Любой может быть кем захочет, и для этого необязательно соответствовать ранее устоявшимся представлениям о своем «идеале». Многие образы переосмысляются, каноны рушатся… и Барби — не исключение. После лавины критики за способность куклы вызывать у детей неприятие собственного тела, Mattel выпустила Барби разной внешности, телосложения и особенностей здоровья.
Барби с витилиго, Барби без волос, Барби с протезом ноги и Барби в инвалидной коляске
В картине Греты Гервиг, что закономерно, это отражено: Барби может выглядеть по-разному.
Разные версии Барби
А так как производителя кукол вечно критиковали за то, что Барби задает такую планку внешнего вида, которой соответствовать просто невозможно, в фильме показывают, как примириться с собственной неидеальностью.
Свержение канона
Пару лет назад проводилось исследование о том, что красивые работники сферы услуг не нравятся клиентам, особенно если клиенты считают себя менее привлекательными. В какой-то степени это касается и киноиндустрии. Увидев на экране недосягаемый образ, некоторые зрители могут расстроиться своему несоответствию красивой картинке, поэтому сейчас в кино предпочтение отдается более реалистичным фигурам. Одним из ярких последних примеров переосмысления устоявшегося в глазах поклонников образа стала новая Лара Крофт 2018 года (оставим за скобками обсуждение самой картины и ее отмененного сиквела).
Героиню представили более нейтрально, чтобы показать: она достигает всего исключительно своим умом и сильным характером
С другой стороны, в сильной и красивой героине, возможно, больше смысла — по крайней мере, такая мысль закладывалась в картину создателями. Это давало понять, что персонаж мог выбрать простой путь, но сознательно пошел по сложному.
Киноиндустрия меняется, перекраивая незаурядные женские образы в более… достижимые. Безопасное решение, избавляющее от возможных обвинений в сексуализации, или же демонстрирующее следующий факт: чтобы соответствовать объекту подражания, одного лишь стремления к этому может не хватить. Так зрителей утешают, а актрисам дают больше возможностей для творческой самореализации.
Например, недавно кастинг-директор сериала «Ведьмак» рассказала, что выбор исполнительницы на роль Йеннифэр был попыткой показать аудитории более обширное понятие красоты. Не будем судить о степени удачности реализации, но таков замысел создателей шоу.
София Холланд: «В книгах Йеннифэр описывается как самая красивая женщина в мире, но это было давно. Хотелось бы верить, что с тех пор все изменилось».
Когда в роли культовых персонажей оказывается кто-то неидеальный, людям легче ассоциировать себя с ними. Чтобы избежать критики, многие крупные бренды стали отказываться от сотрудничества с конвенционально красивыми моделями, отдавая предпочтение людям с «обычной» внешностью. Многие современные кино- и телепроекты не следуют канону в выборе тех или иных героинь по схожей причине. Еще один пример: в 2021 году в сериале «Локи» была представлена богиня обмана, в которой узнать черты знакомого инфернального образа помогают, пожалуй, только рога.
Сильвия — персонаж, совместивший в себе черты Локи и Чаровницы
Что делать тем, кто не может ассоциировать с себя с переосмысленными образами, это еще один большой вопрос. Или, что еще важнее, зачем вообще ассоциировать себя с выдуманными героями? Но что поделать: таковы люди и их разница восприятия, а угодить всем в принципе невозможно. Приходится выбирать.
Немного о барбипротопипе
Словом, Барби далеко не первый и не последний бренд, продвигающий концепт «подвижного» канона. Вообще в плане исходника у нее мутное прошлое. Прототип Барби — немецкая кукла для взрослых Лилли Бильд. Она была создана после популяризации тематических комиксов. В 1957 году даже вышел фильм «Лилли — девушка из большого города».
Главную роль в нем сыграла Энн Смирнер
Первая версия Барби была чуть ли не идентична Лилли
Куклы практически одинаковые, но Барби стала куда успешнее за счет более грамотного продвижения. Если Лилли олицетворяла раскованный образ жизни и продавалась в табачных лавках взрослым, то Барби стала куклой для девочек, на которой они могут «проиграть» варианты своего будущего.
Барби и хейтеры
«Барби» Греты Гервиг ловко закрыла вопрос представления различных версий самой популярной куклы, тем временем главной из них сделав все равно ту, что в фильме называют стереотипной. Остальные версии Барби в картине — лишь фон. Примерно как Кены. По сюжету в Барбиленде есть Барби-президент, Барби-журналистка, Барби-юрист и Барби, получившая Нобелевскую премию. Но фильм сфокусирован на той, которая не реализуется профессионально, но внешне идеально вписывается в привычный кукольный образ. Создатели проекта создают иллюзию равенства, но ни одна из тех барбиперсонажей не получила свою полнометражку.
Отчего бы это?
Впрочем, даже Марго Робби некоторые зрители посчитали мискастом (и это трудно осознать) из-за возраста и внешности актрисы. В сети Робби хейтили и за австралийский акцент на промо-интервью, и за то, что она слишком старая (актрисе всего 33 года) или недостаточно красивая для роли Барби. Сыгравшего Кена Райана Гослинга критиковали за то же самое, но ему 42, что действительно уже не так близко к возрасту персонажа с точки зрения канона. И все равно это странно. Зрители получили в ролях Барби и Кена буквально одних из самых красивых и талантливых артистов, но умудрились и в них найти недостатки.
Официально Барби 19 лет, по канону Кен на пару-тройку лет моложе ее
Неважно, сколько лет экранным Барби и Кену. Главное, что люди и куклы в фильме ничем друг от друга не отличаются. Это логичный ход, чтобы избежать чего-то вроде эффекта зловещей долины. Попытка изобразить куклу максимально неодушевленно и несколько отстраненно сильно повлияла бы на тон фильма. Можно вспомнить, к примеру персонажа Джуда Лоу из «Искусственного разума».
Если бы в фильме Гервиг все Барби и Кены были такими, зрителям было бы некомфортно
Зловещий патриархат и удобный феминизм
Когда Барби попадает в Реальный мир, то сталкивается с явлением вопиющего толка — гендерным неравенством. За пределами Барбиленда все устроено иначе. На улице чувствуешь себя небезопасно из-за нежелательного мужского внимания. Никто не воспринимает тебя всерьез. Чувство контроля исчезает, ощущение опасности становится фоновым. Тревожность заражает мгновенно. В бизнес-центре руководитель важно поднимает палец, останавливая ассистентку: «Не сейчас, Маргарет».
Барби заключает, что этот мир безнадежно испорчен
Познакомившись с руководством Mattel, Барби видит, что среди них нет ни одной женщины. Чтобы сгладить ситуацию, один из помощников спрашивает: «У меня нет власти. Я считаюсь женщиной?». Для компании беглая Барби в Реальном мире — большая проблема, поэтому они хотят загнать ее обратно в коробку, чтобы вернуть в беззаботный утопический Барбиленд. Изящная метафора.
Фильм «Барби» не мог не транслировать четкое феминистское высказывание, уж слишком много раз Mattel критиковали за гендерно-ориентированные и сексистские игрушки, усиливавшие стереотипы о недалекости женщин.
В картине прямо говорится, что Барби «отбросила феминизм на 50 лет назад»
Грета Гервиг очень остроумно, хотя, возможно, местами немного карикатурно (но будет вам, это фильм о пластиковых куклах!) представила проблемы, с которыми женщины сталкиваются каждый день. Наверное, кому-то подобное покажется чересчур утрированным, но только потому, что он не женщина — а зрительницы смогут узнать себя во многих показанных в фильме ситуациях.
Один из самых важных моментов, которые Гервиг подчеркивает в своем фильме, это табу женщины на гнев и проявление других неудобных эмоций. Если барышня проявила их, значит, она не барышня вовсе. Если эмоции выражает мужчина, у него сильный характер, и он умеет отстаивать свое мнение. Подобные вещи в «Барби» проговариваются самым простым языком, чтобы природу двойных стандартов, противоречий и ожиданий, которым на самом деле невозможно соответствовать, мог понять каждый.
У Кена тем временем в Реальном мире все прекрасно, если это вообще стоило уточнять
Все это хорошо, но трудно отделаться от ощущения, что Mattel делает Барби иконой феминизма задним числом. В этом году кукле исполнилось 64 года, а представлять ее разнообразно компания начала лишь в 2016-м. Большую часть времени официальными параметрами был рост 176 см и вес 49 кг. Так выглядели все Барби, от астронавта до палеонтолога, не только модели. Кукла давала посыл: ты можешь быть кем угодно, но не забывай выглядеть вот так.
Сейчас Mattel проходит что-то вроде арки искупления (с таким усердием, что готова назвать свою куклу фашисткой). Конвенционально красивая Барби Робби в фильме уничижительно названа стереотипной, словно за свою красоту стоит немного извиниться. Ведь это доступная не всем привилегия.
Красота сейчас — антитренд, потому что нельзя выделяться, это может расстроить тех, кто не считает свою внешность идеальной
В массовом сознании Барби не ассоциируется с радикальным феминизмом (в фильме куклы свергают патриархат), но Mattel больше не может продавать игрушки морально устаревшего бренда, поэтому компании нужно было показать, что Барби изменилась и теперь соответствует духу времени.
Поэтому феминизм в фильме — это здорово, но это всего лишь вопрос бизнеса, а не личных убеждений. Была бы сейчас популярна модель семьи, где женщина ведет себя, как американская домохозяйка 40-х или 50-х, мы бы увидели фильм про совсем другую Барби, чья единственная самореализация в том, чтобы приготовить еду, пропылесосить и встретить Кена с работы.
Death in plastic, it’s fantastic!
Warner Bros. и Mattel запустили грандиозную рекламную компанию по продвижению фильма. К выходу картины «Барби» обзавелась более чем 30 коллаборациями с различными брендами, от Airbnb до роликовых коньков. В Малибу можно было арендовать Дом мечты Барби, как в фильме.
Среди других коллабораций — карты Uno, пончики Krispy Kreme, «Бургер Кинг», замороженный йогурт Pinkberry, лак для ногтей OPI, косметика NYX, онлайн-приложение для знакомств Bumble, Crocs, расчески Tangle Teezer, мебель Joybird, часы Fossil и производящая аксессуары для волос компания Kitsch. В сети кинотеатров Odeon можно купить чашку Odeon Barbie cup. Кроме того, в рамках различных барбиколлабораций выходят коллекции одежды, чемоданов, ковриков, попкорна и лимонада.
Вот как это выглядит
Ах, да! Еще итальянское бюро ритуальных услуг выпустило розовый гроб.
С забавным слоганом: Death in plastic, it’s fantastic!
Как видите, Mattel настроена серьезно. Впереди у компании большие кинопланы. От успеха фильма Греты Гервиг зависит очень многое. Как говорится, Барби — это все.
Почему стоит смотреть:
- Отличный каст
- Отличный сценарий
- Большой шаг в развитии киновселенной Mattel
Что портит удовольствие:
- Вайбы промо-ролика, которые не всегда получалось заглушить
- Агрессивная пиар-компания фильма может отпугнуть часть аудитории
- Прогрессивные решения в фильме — это просто конъюнктура
Итог
Mattel готова на все, чтобы дать мощный толчок развитию собственной киновселенной. От «Барби» зависела возможность реализации будущих экранных проектов компании, которых только на данный момент насчитывается 45. Тринадцать из них уже анонсированы, так что готовьтесь к наплыву историй всевозможных игрушек. Картина Греты Гервиг прекрасно справилась с поставленной задачей представления Барби в кино. Очевидно, фильм создан для того, чтобы подчистить сомнительную репутацию самой известной куклы, но это не делает его менее незаурядным. Для создателей проекта «Барби» — хороший способ сделать новые шаги в сторону ребрендинга, а для зрителей — посмотреть на экзистенциальный кризис забытой куклы из детства.