Обзор Turbo Overkill. Кровавый киберпанк-шутер с бензопилами вместо ног
Оглавление
Развернуть
Кривого мутанта только пила исправит
Как SHODAN, только синяя
С приветом по планетам
Морю крови нет конца
В последние годы ретро-шутеры набирают высокую популярность. Что их объединяет? Брутальная жестокость, большое количество оружия и принцип «один в поле воин», касающийся главного героя. Однако объект сегодняшнего обсуждения, а именно Turbo Overkill, сумел выделиться среди серой массы благодаря стилистике киберпанка и смелости применить в жанре современные идеи. Насколько удачно это получилось? Давайте узнаем.
Кривого мутанта только пила исправит
Зайдем сразу с козырей — самой примечательной особенностью Turbo Overkill является бензопила. И не абы какая, а прямо в ноге. Или даже в ногах, если захотите. В руках бензопилы тоже будут! Вся эта абсурдная картина со стороны выглядит так: главный герой на реактивной тяге выпячивает свою ногу и рубит в клочья попавших под лезвие противников. С этим способом передвижения не хочется расставаться как минимум из-за его оригинальности, а как максимум — дабы выжить под гнетом вражеской толпы.
Весь этот многочисленный и полезный в хозяйстве инструмент придется пускать в ход по прямому назначению, но деревцем тут выступит какой-нибудь синюшный бандюган, или, чего похуже, огромный робот, который одаривает героя шквалом ракет. Между ними, конечно, есть и другие уродцы всех размеров и расцветок: психи-камикадзе с телевизором на голове, перекаченные блохи, странного вида прыгуны, оставляющие после себя электрические ловушки.
И это лишь троица жутких уродцев, которых нам придется распилить на куски
Мутанты в прямом смысле променяли свою человечность (если она еще у них осталась) на силу и выносливость. Правда в нашем случае все их превосходства заканчиваются ровно в тот момент, когда их голова попадает в прицел «бумера» — классического двуствольного ружья, которое можно улучшить и превратить в гранатомет.
Арсенал впечатлит даже заядлого стрелка. Мало того, что на месте вся классика от обычного дробовика до базуки, так еще и каждое оружие после улучшения получает альтернативный вид огня. Например, пулемет можно превратить в огнемет, а любимые револьверы главного героя — в заряжаемую от беспрерывной стрельбы пушку. Есть и нечто неординарное, как снайперская винтовка, которая при выстреле в слабого врага телепортирует игрока прямо внутрь бедолаги — смачный хлопок с кровавым фонтаном обеспечен.
Арсенал порадует даже утонченных ценителей
В ходе прохождения персонаж приобретает и некоторые другие полезные в бою аргументы. Например, возможность замедлять время и цепляться к врагам при помощи крюка. Нельзя не отметить и прекрасную ракетницу, которая встроена прямо в руку героя и автоматически наводится на врагов. Выполнены такие бонусы в качестве перезаряжаемых со временем способностей, которые могут помочь выбраться из тяжелых передряг.
Как SHODAN, только синяя
Для масштабных геноцидов, устраиваемых на уровне — а выкосить тут подчастую можно и 300, и 400 душ — нужна цель. Устаревшее правило Джона Кармака, в котором тот сравнивал важность сюжета в играх и порнофильмах, было в очередной раз проигнорировано.
Признаться честно, до конца все хитросплетения сюжета (если этот несвязный набор клише можно таковым назвать) остались вне пределов моего понимания. В любом случае, все действо можно описать так: миру угрожает опасность в виде вируса Г.Р.Е.Х. — огромного глаза с женским голосом, который хочет уничтожить вселенную, чтобы создать ее заново. Замашки существа знакомы всем фанатам System Shock: на месте осталась даже манера разговора SHODAN.
Стоит забыть о том, что перед нами синий говорящий глаз — и сразу вспоминается подружка Хакера из 1994 года
Под силу остановить безобразие искусственного интеллекта будет лишь Джонни… нет, не Сильверхенду, хотя рука у героя тоже металлическая, а Турбо — плешивому любителю покурить сигары. Однажды с ним жестоко расправилась банда наемников, из-за чего он потерял часть своей человечности и приобрел опасные киберимпланты. Разобраться с обидчиками, попутно остановив всемирный апокалипсис, — основные цели игрока на ближайшие 7-9 часов.
Стоит отметить, что имеет история и намек на некую глубину, если так можно назвать воспоминания героя и спрятанные на уровнях радиосообщения. Увы, поскольку он немой, то проникнуться сожалениями о постепенной потере человеческого облика и превращении в местный аналог Терминатора довольно трудно. Другое дело его верный робот-дворецкий, в котором сохранены черты личности погибших родителей Джонни: это действительно умиляет. А коронная фраза разговорчивой железяки, — «Хорошей охоты, сэр!», настраивает на верный лад.
Пафосно потягивать сигарку и в такой же степени жестоко убивать врагов — излюбленное времяпровождение Джонни Турбо
С приветом по планетам
Сюжет в Turbo Overkill нужен лишь для того, чтобы провести Джонни сквозь различные локации. Со временем эпичность приобретает такой размах, что городские окраины с окрашенными непристойными надписями дверьми заменяются на открытый космос и некое подобие цифрового чистилища.
Сильная сторона местного дизайна уровней лежит в отсутствии замкнутости. Увы, частенько из-за этого можно пропустить целый ряд сражений: в пылу погони, изрядно разогнавшись на своей ноге-бензопиле, останавливаться для перестрелки с парочкой бугаев не шибко хочется. Зато локации ощущаются в некотором роде органично, ведь это не просто череда закрытых арен. Правило начинает нарушаться лишь ближе к концу игры, но и там разработчики смогли справиться с ощущением «зажатости» — арены не ограничивают стенами, поэтому можно запросто свалиться в бездонную пропасть.
Атмосфера уровней может разительно отличаться: от порочного города Paradise до гротескного рукотворного «чистилища»
Иногда череду сражений решают развеять при помощи платформенных секций. И тут разработчики повторили ошибку DOOM Eternal. Часто прыжки от одной стены к другой или к очередному крюку лишь искусственно затягивают уровень. Причем сделано все по лекалам продолжения перезапуска DOOM — хватайся за стены, цепляйся крюком, ползи по лестницам и используй рывок, чтобы успешно долететь до необходимой точки.
Среди других трюков для разнообразия разработчики используют неожиданные препятствия вроде всеядного подземного червя или несущегося в метро поезда, но все это лишь единичные моменты. Гораздо живее смотрятся секции с транспортом — за всю игру их несколько, и каждый раз опыт уникален. Например, на машине надо перелетать от башни к башне, не забыв заглянуть в коллекторы. А на байке ждет погоня на многие километры под лазерным обстрелом — под конец уровня придется на высокой скорости нестись в тумане и пытаться не угодить в кислотные ямы. Причем транспорт имеет оружие, а мотоцикл даже способен пилить врагов, прямо как Джонни.
Несколько раз нам придется сесть в транспорт, а однажды и скакать по чужим машинам на высокоскоростном шоссе
Несколько раз за игру предстоит столкнуться с боссами. Всего парочку можно назвать примечательной, ведь то не просто гигантские губки для пуль, а такие же люди, как Джонни, но со своими уникальными киберимплантами. Что касается здоровенных гадов, то с ними как раз все просто — уворачивайся от специальных атак, разбирайся с прихвостнями и шпигуй свинцом. Учитывая, что выполнено это без лишней затянутости, жаловаться даже не хочется. А каких еще боссов можно придумать для ретро-шутера?
Морю крови нет конца
Разработчики понимали, что заядлым любителям такого рода игр не хватит трех сюжетных эпизодов, поэтому были предусмотрены некоторые активности, повышающие реиграбельность. Например, сбор спрятанных на уровнях предметов — это не привычные всем секретные комнаты с бонусами, а видеокассеты и чипы. Первые открывают секретные уровни, а вторые позволяют менять элементы геймплея на уже знакомых картах. Не стоит забывать и про желание побить рекорд по времени и количеству убитых врагов.
Джонни немного отдохнет и обязательно выслушает претензии. Точнее, их выслушает двустволка
Устроить кровавую баню можно и в отдельном режиме выживания. Уровней на нем не так много, зато он обладает широким спектром настроек сложности и условий: можно активировать или запретить выпадение предметов с монстров, а также выбрать для себя любой арсенал оружия и киберимплантов. Для большего разнообразия в режиме есть медали — часть из них в любом случае выпадет во время игры, но для некоторых придется постараться и сменить свой стиль боя.
И все же возвращаться в Turbo Overkill захочется скорее ради местной мастерской. В ней фанаты делятся уровнями собственного производства. Хватает как довольно посредственных и безвкусных работ, так и интересных карт, а также «ремейков» классики, например, из классических частей DOOM. Никто не запрещает и самому заняться проектированием уровня мечты, благо понятный и простой в использовании редактор встроен прямо в игру.
Узнаете легендарную карту E1M1, она же Entryway из DOOM 2?
У разработчиков действительно получилось сделать шутер, куда хочется возвращаться — поиграть на фанатских уровнях, опробовать разное оружие… Несмотря на множество вторичных идей, все выполнено в меру: когда прыгать по платформам надоедает, тут же начинается кровавый бой, а после нескольких похождений по грязным улочкам локации кардинально меняют свой тон.
Ради чего стоит играть:
- Высокая динамика
- Стилистика киберпанка
- Необычное оружие
- Множество уровней от фанатов
Что портит удовольствие:
- Музыка не впечатляет
- Возможность пропустить большинство стычек, просто пробежав мимо
- Иногда платформенные сегменты растягивают уровень
Итог
Turbo Overkill идеально справилась со своей задачей. Это мясистый шутер, воспевающий оду бессмертной классике — Quake, а учитывая динамику, то и Serious Sam вкупе с Painkiller. При этом авторы не забыли о необходимости привнести в морально устаревший жанр нечто современное. На редкость удачно воплощенная стилистика киберпанка дает повод рекомендовать игру не только любителям зубодробительной резни. «Что-то для себя» тут найдет даже фанат Уильяма Гибсона.