The Valiant. Брутальное средневековое роуд-муви о Крестовом походе в тактико-стратегической обертке
The Valiant сегодня воспринимается как глоток свежего воздуха. Хороших RTS сейчас практически не выходит, а пошаговая тактика определенно не для всех. Стоит хотя бы вспомнить, как совсем недавно геймеры практически проигнорировали великолепную Expeditions: Rome. То ли дело RTS: они гораздо динамичнее и традиционно привлекают поклонников экшена здесь и сейчас. Но на этом поприще за последнее время почти что ничего не выходило. Разумеется, мы заинтересовались The Valiant, которая не только представляет собой чистокровную тактическую RTS, но еще и предлагает окунуться в интереснейшую страницу истории — эпоху Крестовых походов.
От Антиохии до Шварцвальда
Вообще, правильнее называть этот жанр RTT — то есть «тактика в реальном времени», но с этим термином знакомы немногие. Если кратко, то это как RTS, но с той разницей, что здесь нам не забивают голову строительством, производством и накоплением ресурсов. Весь движ происходит на поле боя и требует грамотных боевых построений, позиционирования отрядов и применения ими различных способностей. То есть, минимум менеджмента и максимум сражений.
Но оставим терминологию в покое и перейдем уже к самой игре. На дворе начало XIII века. Подходит к концу Четвертый Крестовый поход. Рыцари со всей Европы осаждают Антиохию. Два брата по оружию, Ульрих и Теодорих, сражаются с сарацинами плечом к плечу. Не в пример многим своим собратьям, они стараются щадить мирных жителей и быть милостивыми к поверженным врагам. До тех пор, пока случайно не проваливаются в античную гробницу и не находят там священную реликвию: часть посоха самого Аарона, брата Моисея. Реликвия оказывается расколота и осквернена, поэтому начинает оказывать на Ульриха, схватившего ее, откровенно тлетворное воздействие.
История подается чаще всего такими вот анимированными картинками. Дешево, но стильно
Постепенно он становится, во-первых, все более жестоким, и, во-вторых, одержимым найти оставшиеся ее части. Благодаря ей он получает неслыханное влияние, когда рыцари возвращаются в Европу. Второй же крестоносец, Теодорих, видя, как артефакт развратил его товарища, решается помешать ему завладеть оставшимися частями посоха, чтобы спрятать или уничтожить источник зла. Собственно, Теодорих олицетворяет собой тот почти недостижимый в реальности идеал крестоносца, который любой ценой хочет спасти священные артефакты из рук неверных, а заодно и защитить собратьев-христиан.
Локации атмосферны, с этим не поспоришь
Он бросает свое поместье на севере Священной Римской Империи, набирает отряд верных воинов и отправляется в путь через всю Европу, чтобы добыть артефакты раньше свирепого фанатика, еще недавно бывшего его братом по оружию. Вся игра пропитана солдатской романтикой рыцарей, что носят на груди кресты и надевают на голову ведроподобные шлемы. Мужицкие шуточки, призывы спасать невинных христиан и громкие угрозы в адрес врагов — вот что вы услышите от героев по ходу кампании. Все это разбавляется разве что их попутчиком — монахом, который крайне поэтично описывает все приключения в дневнике. Драться слуга божий не умеет, зато отлично разбирается в артефактах и успешно направляет весь отряд. Львиную долю сюжета мы, собственно, узнаем как раз из его дневника, сопровождаемого атмосферными зарисовками.
Сюжета в игре, кстати, довольно много. Даже во время миссий происходит много событий, которые способны изменить наши цели вплоть до диаметрально-противоположных. Да и катсцены с диалогами здесь встречаются в изобилии. Что хорошо: все это создает складную историю, за которой интересно следить.
Мы не просто так назвали The Valiant средневековым роуд-муви. Места действия стремительно меняются, а герои постоянно находятся в движении, переживая, собственно, классические дорожные приключения, но на старинный лад. Вот мы спасаем деревеньку в Центральной Германии, которую заполонили печально-известные черные рыцари — младшие сыновья знатных родов, не получившие из наследства ничего кроме лошади и брони, и поэтому грабящие путников и крестьян на дорогах. Вот пробираемся через альпийский заснеженный перевал, где отбиваемся от племени кровожадных дикарей. А вот оказываемся зажаты врагами в порту небольшого города Северной Италии. Локации меняются стремительно, равно как и меняются и биомы, и условия, в которых нам предстоит сражаться. Именно из-за подобного разнообразия и индивидуальности новых полей боя кампания здесь играется на одном дыхании. Только соберешься уже идти спать, как новая миссия предложит тебе что-то, на что захочется «хотя бы быстренько глянуть одним глазком».
Глобальная карта здесь есть, но, по сути, представляет собой лишь трехмерный список глав. Да и слава Богу!
Не сказать, что провисающих моментов нет вовсе: иногда игра все-таки начинает заигрывать с правилами классической RTS, что определенно не идет ей на пользу. К примеру, в одной из миссий нам нужно захватить замок, окруженный стенами. Пробить эти стены героям нечем. Но в центре имеется база, где можно построить катапульту или требушет. Они, разумеется, требуют дерева и золота. Добыть же их можно, захватывая ближайшие лесопилки и рудники. Враги тоже без дела не сидят и каждые пару-тройку минут устраивают из замка вылазки, отбирая постройки обратно и атакуя главную базу. В этих условиях нужно носиться по карте, захватывая у противников объекты и параллельно строя катапульты, чтобы после очередной атаки пробить стену и взять крепость. Сделать это, по сути, не так-то сложно, но вся эта суета с ресурсами растягивает продолжительность задания чуть ли не вдвое.
Благо, чаще всего нам нужно просто сражаться, думая лишь о боевых качествах своего отряда. Обычно на картах есть несколько сундуков с золотом и палаток, где можно добрать выбывшие отряды. Здесь это просто способ вернуть экспедиции былую численность, однако слоты для войск всегда строго ограничены. Сами задачи довольно разнообразны: здесь нужно и захватывать ключевые точки, и обороняться (иногда нам доступны постройки защитных башен и частоколов, но на том фортификация и заканчивается), и спасать определенных персонажей, и сжигать всевозможные строения. Обычно все это не выходит за рамки хотя бы условной историчности, но исключения случаются — все-таки мы охотимся за священным библейским артефактом.
Локации атмосферны, с этим не поспоришь
Особенно неприятны тут боссы. Эти черти невероятно живучи, обладают множеством способностей, а зачастую еще и боевых фаз. Учитывая, что они редко встречаются без помощников, неприятностей они могут доставить изрядных. С другой стороны, это же стратегия: вы ведь не думали, что босса здесь можно будет попросту закликать?
Тактическая стратегия
Сам по себе игровой процесс здесь построен в первую очередь на том, какие отряды вы выбираете, как их позиционируете и какими способностями пользуетесь. Поначалу будет несложно, однако со временем количество кликов будет расти по экспоненте. После второй половины игры без горячих кнопок играть в это станет попросту невозможно.
У нас есть обычные безымянные отряды и герои различных классов, которые присоединятся к походу в процессе игры. Пехотинцы со щитами, копейщики, бойцы с топорами, всадники, лучники, арбалетчики — все они имеют особые преимущества и недостатки. К примеру, конница отлично таранит врага с разбега, а арбалетчики испепеляют врагов на прямой линии перед собой. У каждого отряда есть и определенные умения, потребляющие энергию. Ими пользоваться нужно учиться сразу, потому что своевременный спуск откатившихся «кулдаунов» здесь определяет победу. Есть еще и эдакая «ульта», которая накапливается у героев после полученных тумаков и тоже бьет очень больно. Благодаря всему этому, боев, где мы просто смотрим, как наши воины рубятся с вражескими, тут практически нет. Каждое столкновение представляет собой активное использование умений и смену положения отрядов. Тем более что враги тоже будут регулярно сыпать способностями и подтягивать подкрепления из засад. Да-да, здесь есть и места для засад вроде высокой травы, или лесов и болот, где, например, увязнет конница.
Итальянский городок Анкона кажется уютным только на первый взгляд: наши герои встретили здесь далеко не радушный прием
Особенно порадовало, что на картах нам периодически выпадают новые элементы брони и оружия, которые можно раздать героям. В этот момент, правда, стоит помнить, что оружие, например, меняет и ключевую атаку, что может запросто порушить выстроенный билд. Да-да, тут есть и шкала опыта с уровнями и талантами. Каждый боец имеет три ветки развития: атака, защита и поддержка. Вкладывая очки туда, мы получаем не только пассивки, но и активные таланты вроде аур и штандартов, которые здесь действительно помогают. В общем, если вам кажется, что без постоянного строительства и распределения ресурсов игра будет скучной, то можете выдыхать — тактической глубины тут более чем достаточно.
Смена оружия всегда заставляет крепко подумать, ведь кроме улучшенных характеристик ты получаешь и новую способность, которая далеко не факт, что будет полезнее старой
Один в поле не воин
Помимо кампании хватает здесь и сетевых режимов. Видно, что игру подумывают развивать и как сервис — уже заметны всякие еженедельные задания вроде «Сыграйте на герое таком-то три боя и получите опыт». PvP поддерживает ранговую систему и представляет собой битвы как «1 на 1», так и «2 на 2». В этих сражениях мы бегаем по карте, захватываем контрольные точки, шахты и лесопилки, чтобы добирать армию, а также улучшать качество имеющихся бойцов. То есть найма и менеджмента ресурсов здесь хватает, но из строительства мы ограничены все теми же вышками да частоколами. А вот вражескую базу снести нельзя: нужно выиграть именно по очкам. Ну и по нашему опыту боты даже на легком уровне сложжности здесь капитально перевешивают чашу весов в одну сторону, ибо прикурить дают капитально. Жаль, но в открытые и рейтинговые игры, где герои качаются, заходить можно лишь в одиночку — без друзей, что, при наличии формата «2 на 2», как-то странно.
В кооперативном режиме на небольшом пятячке творится сущий ад
Самым же любопытным сетевым режимом получится кооператив «Выживание». Здесь вместе с двумя друзьями нам предстоит управлять лишь собственным выбранным героем. На небольшом пятачке есть целых три направления, откуда прут натурально полчища врагов. Всего надо продержаться 15 волн, притом что в нас постоянно летят какие-то огненные стрелы, мины и динамит, а повозки, генерирующие бустеры и аптечки, регулярно пытаются сжечь. Помимо обычных врагов время от времени прибывают и боссы с невидимостью, мощными атаками по площади или, скажем, аурой вампиризма. В общем, режим зубодробительный и крайне напряженный, зато действительно динамичный.
Полный список параметров и талантов. А ведь это лишь один из нескольких героев
Жаль, но прогрессия в нем абсолютно драконовская. Проведя в сессии около 20 минут и убив сотни врагов, мы получим порядка 150 монет. А самая дрянная серая кираса, усиливающая героя достаточно скромно, стоит 1500 монет. Да и опыта дают негусто, чтобы открыть таланты и хоть как-то усилить персонажа. Какой-то Overwatch 2 с десятками часов для открытия нового героя. И прокачка здесь отдельная от системы прогресса из кампании, хотя было бы логично сделать ее общей. То есть качаться нужно с нуля и очень-очень медленно. Из-за всего этого от сетевого режима мнение у нас осталось неоднозначное.
1 час 42 минуты геймплея The Valiant. Источник: GameZine
Ради чего стоит играть:
- Отличный представитель жанра тактических стратегий в реальном времени
- Интересный сюжет и подача
- Атмосфера настоящего роуд-муви в Средневековье
- Обилие тактических возможностей
- Бодрый кооператив на троих
Что портит удовольствие:
- Затянутые эпизоды с менеджментом ресурсов
- Юниты иногда «танцуют» друг напротив друга вместо того, чтобы сражаться
- Скучный мультиплеер с заделом на сервис
- Невозможность поиграть в рейтинговые игры с друзьями
- Очень медленная и мучительная прогрессия для героев в сетевом режиме
Итог
The Valiant — отличная тактическая стратегия в реальном времени. Здесь есть кампания про брутальных рыцарей, путешествующих по ярким уголкам средневекового мира, действительно обширные возможности ведения сражений и атмосфера дорожного приключения. В конце-концов, тут неплохая, пускай и достаточно прямолинейная история, за которой интересно следить. А какая тут музыка! Также игра неплохо выглядит, при этом не предъявляя к вашему ПК особо жестких требований, продается в России и даже переведена на русский язык. В общем, вполне стоящий проект, который, возможно, игрой года и не станет, но свои деньги явно отрабатывает и нишу вполне заполняет. Если вам нравятся тактические RTS и эпоха Крестовых походов, то The Valiant определенно придется вам по вкусу. Да и остальным, возможно, стоит взглянуть на неплохой во всех отношениях проект, который, как сказали бы где-нибудь в Священной Римской Империи, «твердо стоит на ногах».