Обзор Pentiment. Книжка с картинками для взрослых от геймдиректора Fallout: New Vegas
Многие из нас, когда были маленькими, думали, что вырастут и будут покупать столько конфет (или пива), сколько захотят, а играть будут во взрослые игры, увидев которые мама сойдет с ума от количества крови, матюков и голых сисек. Кто ж знал, что конфет уже не захочется, от пива болит голова, а настоящие взрослые игры — это двухмерные исторические RPG про средневековых художников. Давайте разбираться, кто уже дорос до таких развлечений, и чем они, собственно, развлекают.
Леонид Каневский в Средневековье
Дело происходит в Баварии шестнадцатого века. Молодой художник Андрес в аббатстве небольшого города Тассинг заканчивает свой шедевр — это та работа, которая отделит подмастерье от признанного мастера. Все вроде бы идет неплохо: Андрес снимает комнатку у семьи местных крестьян и работает каждый день, а в аббатстве у него есть наставник, который помогает закончить картину.
Только все меняется, когда в город приезжает заносчивый барон, одинаково раздражающий что местных ремесленников, что послушников. По возможности он может выбесить и игрока, но обижаться смысла нет — основная часть истории стартует с его убийства, расследование которого нитью связывает весь сюжет. Начать собственное независимое следствие Андерс решает из-за того, что обвиняют в убийстве его наставника, немолодого и явно невиновного аббата.
Та самая сцена, которая в учебниках называется «спусковым крючком сценария»
Прямо как в «Андрее Рублеве» Тарковского, история средневекового художника затрагивает 25 лет его жизни, но проходит в том самом городке Тассинг, из которого Андерс еще в начале мечтает уехать. Впрочем, помимо обычного детектива из Pentiment выходит и неплохой «сельский» детектив — на фоне непростых отношений и других злоключений жителей основное расследование иногда уходит на второй план.
Стоит сразу отметить, что даже «успешно» пройдя игру, вы с большой вероятностью не узнаете кто убийца: Pentiment совсем не детектив Агаты Кристи или Конан Дойля. И даже не серия «Скуби-Ду», в которой с криком «Ага!» с чудища в конце срывают маску. После финала в душе останется сомнение, и это отличный повод начать игру заново, чтобы разнюхать все получше.
Но начав игру заново, придется опять мотаться по тому же Тассингу и окрестностям
Дело в том, что в Pentiment есть что-то среднее между реальным течением времени и разбитием суток на части как в играх серии Persona. То есть разработчики искусственно ограничивают игрока в его возможностях, не давая на полную развернуться любителям все исследовать и со всеми переговорить. Более того, банально заболтавшись с кем-нибудь в диалоге, можно пропустить лишнюю часть дня и что-то не успеть!
Видимо, игра подразумевает, что вы выберете себе одного-двух подозреваемых и начнете копать под них — звучит круто? Ну да, особенно в сочетании с тем, что найти убийцу вам вряд ли удастся, а осознать бесперспективность версии получится где-то в середине прохождения. Хотя найти улики и обвинить непричастного человека тоже по-своему забавно — разработчики предусмотрели такие вещи и прописали соответствующие диалоги.
Не совсем как Disco Elysium
Сейчас мы перейдем к описанию основной части игрового процесса Pentiment, но держите в уме вот что: на бумаге это кажется очень похожим на Disco Elysium, но из-за ряда мелких различий в итоге от прохождения остаются совершенно другие эмоции. Да, это тоже RPG, в которой нет ничего, кроме диалогов и шатаний по локациям одного города, но у игр разная суть.
Как и с Ревашолем в Disco Elysium, вся Pentiment происходит в Тассинге и окрестностях, которые мы исследуем в разные периоды. Игра разбита на три акта, между которыми проходят многие года — каждый раз в городке Андрес оказывается немного другим человеком. То же самое происходит с самим Тассингом и горожанами: суровый быт средневековой Европы тоже накладывает на них тяжелый отпечаток.
Старые люди нарисованы так, будто потихоньку стираются с картины
Собственно, именно персонажи — центральная часть Pentiment. Диалоги, диалоги и еще раз диалоги, чем еще тут можно заниматься? Подчас разговор может затянуться, и палец уже устанет прокликивать бесконечные сообщения, но деваться некуда — в игре используются комиксные «облачка» с текстом вместо «ленты Твиттера» из Disco Elysium, из-за чего может создаться иллюзия, что графомании тут немного. Но это, конечно, лишь иллюзия — могут ли иначе создатели Pillars of Eternity?
При этом уместнее сравнить Pentiment с какой-нибудь визуальной новеллой или интерактивным кино, ведь ваши выборы тут гораздо важнее, чем «статы» и «харики». У Андерса нет как таковых цифровых характеристик — в ходе одного из диалогов во вступлении вы выбираете его любимые предметы в институте, и то, как он проводил свободное время, а также религиозные и политические взгляды.
Вы учили римское право или медицину? А может, надо было вместо этого пить пиво и тискать трактирщиц?
Если герой любил покутить в студенческие годы, то в диалоге с какой-нибудь дамой появится вариант с приставаниями, а если вместо пива Андерс внедрял дисциплины права, то сможет не раз выручить местных крестьян. Но цифровых характеристик вроде «+5 к знанию римского права» или «-10 к харизме» тут нет — либо знаешь, либо даже не задумываешься.
Зато тут важен каждый разговор, и иногда диву даешься, какой мощный толчок расследованию дает то, что вы поделились хлебом с плотником. Хотя некоторые решения, о которых игра даже помечает, что «это запомнят», стреляют только в самом-самом финале, до которого еще нужно добраться.
Пообещал заплатить за аренду раньше времени? Тебе это еще припомнят!
Но выборы подсовываются постоянно: как поприветствовать дворянина, небрежным кивком или со всеми почестями? С кем сегодня отобедать? Будете ли вы поддерживать протестантские идеи Мартина Лютера и тем самым выводить католических священников из себя? Благодаря этому у игры огромный потенциал для перепрохождения.
Как и в Disco Elysium голоса в голове Гарри Дюбуа постоянно что-то ему нашептывают, а иногда даже побуждают героя к действию в обход игрока — в новой игре Obsidian не так. Местные голоса возникают в моменты выбора: герой может посоветоваться со Святым Гробианом, Сократом и царем Иоанном. Что характерно, решать за героя и влиять на ход беседы они не будут, лишь как хороший психотерапевт разложат видение ситуации по полочкам со своей точки зрения и оставят решение за вами.
Вместо галстука и древнего рептильного мозга у нас тут историческая личность, католический святой и Сократ
Собственно, это, наверное, основное, что отдаляет игру от очевидного сравнения с Disco Elysium: градус безумия тут крайне низок. Вы в средневековом городе, вокруг реалистичные персонажи и исторический контекст, со всеми этими деталями быта и социально-религиозными трансформациями общества, вызванными идеями Мартина Лютера. Ни с галстуком поговорить, ни напарника азиатом обозвать — можно разве что как грязный кмет подебоширить в корчме.
Такая проработка нарратива и нелинейность — фирменный почерк Джоша Сойера, геймдизайнера, участвовавшего в разработке Icewind Dale, Neverwinter Nights 2, Pillars of Eternity, но особенно известного по Fallout: New Vegas. Нелинейность и разнообразие, пускай и ценой посредственного технического исполнения — короче, все как обычно, но в этот раз вроде обошлось без сумасшедших кранчей.
Скромное инди из Game Pass
Хотя кто-то заинтересовался игрой из-за Сойера, а кто-то из-за того, что «вау, выглядит как мемы про страдающее Средневековье». Да, игра действительно выполнена в стиле средневековых гравюр, что маскирует ее дешевизну и скупость анимации, но тот же стиль куда более ярко выражен, например, в The Procession to Calvary, которая тоже когда-то раздавалась в Game Pass.
Еще один интересный факт — в Pentiment практически нет музыки. Конечно, красивая мелодия играет в главном меню, но при исследовании мира вас будет сопровождать либо свиное хрюканье, либо уличный шум, либо оглушающая тишина холла аббатства — ну или что-то в этом духе. Разумеется, это не идет на пользу игре с таким количеством бэктрекинга.
В этом меню шрифты выглядят не так запутанно, как в самой игре
Если даже с музыкой в Pentiment швах, то про озвучку и говорить как-то неловко. Ее, конечно же, нет, но разработчики попытались стильно выкрутиться — игрок может выбрать режим, при котором разные персонажи «говорят» разными шрифтами. Прежде чем соглашаться, внимательно посмотрите на все виды букв и подумайте, не порвут ли эти лишние закорючки ваш мозг.
Что еще сделано стильно, так это местная энциклопедия: про многие понятия и исторических личностей можно почитать прямо во время диалогов, и оформлено это как заметки на полях книги с гравюрами. Там же неподалеку можно почитать про судьбы героев, что поможет вернуться в струю после длительного перерыва.
Местная энциклопедия — та редкая вещь, которая задействует ваш трехмерный графический ускоритель по назначению!
«Приятным» сюрпризом стало полное отсутствие русской локализации на релизе, хотя английский тут гораздо проще, чем в Disco Elysium. Но, как и в случае с эстонским постмодерновым приключением, официальный «русик» для Pentiment обязательно будет — когда-нибудь после релиза.
А еще, в отличие от Fallout: New Vegas и Pillars of Eternity, Pentiment — та редкая игра Obsidian, которая вышла в приемлемом техническом состоянии. Вылеты и сломанные квесты у кого-то иногда все-таки встречаются, но в целом игру прямо сейчас можно взять и безболезненно пройти. Упомянутые выше названия что-то тронули в вашей душе? Тогда именно так и нужно поступить. Если знаете английский, конечно.
Первые 16 минут Pentiment. Источник: IGN
Ради чего стоит играть:
- Вариативный сюжет, где решения имеют последствия
- Атмосфера средневековой Европы и проработка мира
- Поразительная реиграбельность
- Похоже на мемы про «страдающее Средневековье»
Что портит удовольствие:
- Это игра-книга, нужно много читать
- Бэктрекинг
- Сделано бедно, толком нет даже музыки
- Российской локализации тоже нет
Итог
Сейчас надо как-то обойтись без штампов вроде «игра не для всех» — а Pentiment ведь ой как не для всех, и даже ценителей классических RPG ее аскетичность может отпугнуть. Такой эксперимент действительно можно выпускать только с поддержкой кого-то вроде Microsoft и ее Game Pass, где она обязательно найдет свою аудиторию — любителей разветвленных, необычных и комплексных историй с погружением, ради которых иногда придется немного пострадать, наворачивая лишние круги по локациям и получая совсем не то, что ожидал от своих решений. Прямо как в Средневековье.