Обзор Somerville. Адвенчура про вторжение пришельцев от одного из авторов Limbo и Inside — игра-катастрофа в худшем смысле этих слов


                    Обзор Somerville. Адвенчура про вторжение пришельцев от одного из авторов Limbo и Inside — игра-катастрофа в худшем смысле этих слов

Somerville впервые была представлена широкой общественности во время презентации Microsoft на E3 2021 — немалая честь для дебютной инди-игры от недавно открытой студии. Но в данном случае это легко можно понять: во главе команды разработчиков Jumpship стоял не кто-нибудь, а сооснователь именитой студии Playdead, ответственной за хитовые Limbo и Inside. Рассорившись со своим коллегой и покинув родную гавань, Дино Патти обрел нового единомышленника в лице геймдизайнера Криса Ольсена, уже несколько лет трудившегося над таинственной адвенчурой про спасающуюся от инопланетного вторжения молодую семью. Проект преподносился как мрачная эмоциональная история, личная трагедия на фоне глобальной катастрофы. На деле же слова «трагедия» и «катастрофа», к сожалению, слишком хорошо подходят самой игре.

Тайна недоделанных игр

В Somerville достаточно любопытных задумок и деталей, которые явно делали талантливые и неравнодушные люди. Но для многих она в первую очередь станет очередным доказательством того, что недоделанную игру лучше тысячу раз перенести, чем выпустить в сыром виде. Техническое состояние разработки Jumpship представляет печальное зрелище. Постоянные фризы, проседания частоты кадров, нелепая физика с проваливающимися друг в друга объектами — все это наблюдают даже игроки с топовым железом, и первый патч картину особо не исправил. А управление работает лишь когда захочет: иногда при подведении персонажа к интерактивному объекту и нажатии кнопки взаимодействия просто ничего не происходит. 


                    Обзор Somerville. Адвенчура про вторжение пришельцев от одного из авторов Limbo и Inside — игра-катастрофа в худшем смысле этих слов

В традициях «Войны миров» блицкриг Земли проходит с молниеносной скоростью и беспощадной жестокостью

Особенно серьезной проблемой это становится с учетом того, что авторы явно делали ставку на погружение в мрачный сеттинг. Проникнуться очарованием рушащегося на кусочки мира куда сложнее, когда тебя постоянно из него выдергивают. Да и графическое исполнение крайне неровное: отдельные сцены завораживают красотой, а иные пугают угловатыми полигонами и заставляют жалеть о нехватки анимаций. И это в игре, которая пытается рассказать историю без единого диалога чисто визуальными средствами. В конце концов такие недоработки влияют и на восприятие характеров.

Большинство персонажей ведут себя крайне деревянно, словно они изолированы от происходящего вокруг. Взять хоть семейку главных героев. На инопланетное вторжение они реагируют как на дежурную перемену погоды, а в критических ситуациях то и дело игнорируют друг друга, даже взгляда на родного человека не бросают! Больше всего на протяжении игры приходится сопереживать собаке, которую постоянно бросают на произвол судьбы. В нашем прохождении она однажды просто не выдержала такого отношения и зависла на одном месте.


                    Обзор Somerville. Адвенчура про вторжение пришельцев от одного из авторов Limbo и Inside — игра-катастрофа в худшем смысле этих слов

Пришельцы уничтожают землян с помощью неких смертельных лучей, от которых можно только бежать и прятаться

Объяснить такой провал тяжело. Проект ваяла маленькая команда на протяжении восьми лет. Очевидно, вложила в него множество усилий и времени. Сурового соглядатая в лице крупного издателя у студии не было. Зато был внушительный кредит доверия со стороны игрового сообщества. Мы понимаем, что создание видеоигр — тяжкий труд, в котором что угодно может пойти не так. Но неужели еще условные полгода полировки были для Патти и Ольсена непозволительной роскошью? Неужели у них не было тестовых прогонов? Эти вопросы в пустоту не раз придут на ум тем, кто решится опробовать Somerville в ее текущем виде. И в первую очередь тем, кого она несмотря на все технические косяки сумеет зацепить.

Наслаждайтесь жижей!

Еще на стадии первой презентации Somerville геймдиректор Крис Ольсен заявлял, что сравнения с Limbo и Inside неуместны, поскольку в его игре не будет никаких головоломок, а ее концепцию и вовсе трудно уместить в слова. И то ли эта концепция с годами существенно преобразилась, то ли господин Ольсен откровенно слукавил. С играми студии Playdead его проект роднит немало общих деталей: и общая линейность, и бессловесное минималистичное повествование, и мрачный стиль, и даже сцены побега от ваншотающих врагов. Платформинга, правда, нет, и еще тут иногда разрешают двигаться в трех измерениях. Но что важнее, на поверку оказывается, что практически весь геймплей в Somerville состоит из ходьбы и головоломок, которые герою нужно решить, чтобы расчистить себе дальнейший путь по сюжетным рельсам.


                    Обзор Somerville. Адвенчура про вторжение пришельцев от одного из авторов Limbo и Inside — игра-катастрофа в худшем смысле этих слов

Постапокалипсис для игр — привычный сеттинг, а вот картину конца света в прямом эфире они транслируют куда реже

Большую часть игры мы проводим в шкуре главы семейства, который оказывается разделен с женой и ребенком, но зато вскоре по сюжетным причинам получает сверхъестественные способности. Корабли космических захватчиков привезли на землю не только хаос и разрушение, но и тонны непонятной инопланетной субстанции в виде черных кубов, способных приобретать самые различные формы. Наш протагонист, вооружившись любым источником света или электричества, может менять агрегатное состояние этого вещества: по щелчку пальцев сделать его жидким или снова твердым, на чем и завязано большинство пазлов. Увидели на пути кубическую стену — ее можно расплавить. Натолкнулись на яму? Заполняем ее жидкими кубиками, а потом проходим по ним как по льду. Эта базовая механика периодически разбавляется любопытными сюрпризами и остроумными задумками. Но вот отдельные головоломки тут совсем не дружат с логикой.


                    Обзор Somerville. Адвенчура про вторжение пришельцев от одного из авторов Limbo и Inside — игра-катастрофа в худшем смысле этих слов

Жидкими кубами можно и тропинку выложить, и бассейн наполнить. Чудо инопланетной мысли!

Скажем, в какой-то момент нам нужно сделать на земле дорожку из пресловутой жижи. Для этого у нас есть заполненный жидкими кубами овраг и стоящий неподалеку колодец с ведром. Первый же инстинкт — наполнить ведро жидкостью и выплеснуть ее наземь. Но нет! Нужно зашвырнуть ведро в овраг и, пользуясь ручкой для сматывания веревки, протащить тару по земле, чтобы она оставила за собой след из космической субстанции. Очевидных причин для такого усложнения нет никаких: жижа сама по себе вполне безопасна для человека, что подтверждают и действия нашего героя — ему еще предстоит с головой искупаться в целом кубическом море. А теперь самое время напомнить, что порой необходимые для прохождения игры действия просто не срабатывают с первого раза. Представьте, какое широченное тут возникает пространство для всевозможных «затыков». При том, что сама игра коротенькая, если знать, что делать, ее запросто можно пробежать за два с половиной часа.

В этот срок, помимо головоломок, уложится еще пара побегов от захватчиков, несколько крайне примитивных по исполнению стелс-сегментов и масса ходьбы. Вы будете смеяться, но последнее — пожалуй, сильнейшая, хоть и не лишенная изъянов, сторона игры. Для тех, кто в принципе способен воспринимать созерцательные симуляторы ходьбы, конечно. Прогулки по искаженной внеземным присутствием сельской местности с обрушенными мостами, брошенными на произвол судьбы машинами, опустевшими улочками и полями, до горизонта усеянными упавшими с неба шипами (то ли кораблями пришельцев, то ли снарядами) способны впечатлить. Авторы искусно работают с камерой, а отдельные кадры так и просят прожать кнопку скриншота. Жаль, что красочные локации так и не складываются в целостную картину мира. Ну вот откуда здесь взялись затопленные шахты с работающими электроприборами и разбросанными в узких нишах человеческими скелетами? Это все еще серьезная sci-fi драма или утренний мультсериал от Nickelodeon?


                    Обзор Somerville. Адвенчура про вторжение пришельцев от одного из авторов Limbo и Inside — игра-катастрофа в худшем смысле этих слов

Декорации опустевшего рок-фестиваля с мертвым палаточным городком — одна из самых впечатляющих локаций

«Земля, Земля, дорогая моя, этот вирус – фигня! Людская цивилизация»

Хуже дело становится, когда во второй половине игры другие людишки вновь напоминают о своем существовании. Все они ощущаются безвольными марионетками без характера, а роль большинства из них в сюжете ограничивается указанием дальнейшего направления пути для героя. Поневоле задумываешься: а перед нами точно конфликт пришельцев и человечества? Или население Земли в этой вселенной в какой-то момент заменили запрограммированными андроидами? Что уж тут говорить о возможности сопереживать таким персонажам. Даже когда ближе к финалу ставки стремительно растут, проникнуться судьбами героев и мира остается трудно. Кому-то, вероятно, приглянется концептуальная задумка с изучением инопланетного языка. Но, во-первых, такая идея в играх сама по себе не нова (можно вспомнить хоть FEZ, хоть вышедшую в этом же году Tunic). А во-вторых, разработчики настолько намудрили со своей криптолингвистикой, что расшифровать переговоры пришельцев игрокам пока что удалось, судя по тредам на форумах, только при помощи взлома игровых файлов. 


                    Обзор Somerville. Адвенчура про вторжение пришельцев от одного из авторов Limbo и Inside — игра-катастрофа в худшем смысле этих слов

Уж не знаем, вдохновлялись ли авторы «Головокружением» Хичкока, но сцена погони по спиральной лестнице часовни — в любом случае классная визуальная находка

Somerville роднит с Limbo и Inside еще и крайне размеренный темп, но приключение героя не ощущается целостным из-за рваного монтажа: по игре щедрой рукой разбросаны флешбеки, джампкаты и прочие резкие переходы. Которые сложно оправдать чем-либо, кроме желания рассказать простую историю сложным способом. При этом в повествовании остается достаточно недомолвок, которые может заполнить только воображение игрока. С легкой подачи журналистов такие сюжеты в медиа часто стали называть «линчевскими», отсылая к чудаковатому творчеству культового кинематографиста. Но по сути перед нами старая как мир история о вторжении инопланетян, в котором будущее человечества волею судеб приходится определять простому смертному. С любопытными визуальными решениями, крутым звуком, зрелищными эффектами и большими амбициями, но без реальной глубины. Тут уместнее выглядят сравнения не с Дэвидом Линчем, а уж скорее Майклом Бэйем, причем не в лучшей его форме.

Ради чего стоит играть:

  • Занятные на базовом уровне пазл-механики
  • Мотивы классической научной фантастики
  • Завораживающие эффекты
  • Отличный саунд-дизайн

Что портит удовольствие:

  • Кривое и непослушное управление
  • ПК-версия ощутимо лагает даже после патчей и на топовом железе
  • Красивый, но мертвый мир, в который невозможно поверить
  • Ансамбль картонных персонажей не спасает даже милый песя
  • Отдельные головоломки просто бессмысленны
  • Восприятие истории страдает от рваного повествования

Релизный трейлер Somerville. Источник: Jumpship

Итог

Somerville — потенциально интересная приключенческая игра, которую с головой губит сырой релиз. В ней ощущаются проблески геймдизайнерского таланта на уровне визуала, звука и отдельных концептуальных задумок. Но на фоне общей картины они остаются лишь печальным напоминанием о том, что это игра могла быть чем-то куда большим, чем является. Лавры Limbo и Inside, с которыми она обречена на сравнение, ей явно не светят.

Источник

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *.

*
*
You may use these <abbr title="HyperText Markup Language">HTML</abbr> tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс цитирования