Обзор Star Wars Jedi: Survivor. Образцовый сиквел, а про подводные камни вы уже в курсе
Оглавление
Развернуть
В далекой-далекой галактике…
Star Wars: Shadows Die Twice или Elden Jedi: Survivor?
Филиал Digital Foundry
Что делает из обычного сиквела — великий? Кажется, в Respawn знают правильный ответ на этот вопрос, хотя не все особенности первой части стоило переносить во вторую. Какой получилась Star Wars Jedi: Survivor, почему это лучшая игра по «Звездным Войнам» на данный момент и что там с оптимизацией — рассказываем в нашем обзоре, только-только вернувшись из джедайского приключения.
В далекой-далекой галактике…
С событий оригинала прошло пять лет — за это время бывший падаван, а теперь крещеный в боевых условиях рыцарь-джедай Кэл Кэстис успел стать одним из самых известных террористов в галактике. Дело происходит как раз между третьим и четвертым эпизодами, когда Империя Палпатина наводит страх и ужас на всех, истребляя остатки Ордена Джедаев и захватывая мирные планеты.
Но в отличие от Fallen Order, история сиквела смещает акцент в неожиданную сторону. Слышали ли вы про эпоху Расцвета Республики? Нет? Очень плохо, ведь толком ничего объяснять про нее Survivor не собирается, хотя уже скоро Disney начнет досуха выдаивать этот новый временной отрезок — вероятно, даже следующий полнометражный фильм по «Звездным Войнам» будет именно про нее.
Гость из древних времен недоумевает, как можно было проиграть косым штурмовикам
Расцвет Республики случился примерно за двести лет до событий первого эпизода, и в это время джедаи практически полностью избавились от ситхов. Впрочем, Орден столкнулся с новой угрозой, из-за которой вынужден даже осваивать другие планеты, но для понимания истории новой игры это вообще не важно.
В ходе своих странствий наш герой найдет пролежавшего двести лет в баке с лечебной бактой молодого человека, который после пробуждения покажет себя с неожиданной стороны. Вместо ценного союзника Кэл получит неуправляемую силу со своими целями и мотвами — разборкам между ними посвящена история.
История помотает по нескольким планетам… и даже галактикам
Впрочем, сюжет часто любит потоптаться на месте. Пробудили двухсотлетнего джедая, который хочет чего-то нехорошего? Нет причин торопиться и выяснить, чего именно — ведь всем нашим друзьям требуется помощь. Мощный разгон сценарий берет лишь в последней трети, превращаясь в одну из самых взрослых и нетривиальных историй во вселенной Star Wars, а до этого прикидываясь банальным приключением.
Между событиями Fallen Order и Survivor прошло пять лет, чему посвящена целая (весьма дряная) книга, и это чувствуется. В ходе своих новых странствий мы встретим всю старую команду: ворчливого четырехрукого пилота Гриза, занудную бывшую джедайку Цере и таинственную Сестру Ночи Меррин — все они примут участие в сюжете. Поговорить героям есть о чем: они разошлись на скандальной ноте, и наблюдать за их отношениями в текущей точке правда интересно.
Космический самовар — теперь вы видели все
Правда, в путь с нами отправится лишь часть из них. Занимать место на корабле призван новичок Боуд, который вышел чудовищно правильным и душным — даром, что он прожженный охотник за наживой. Впрочем, у героя в рукаве спрятан некоторый сюрприз, который он с удовольствием достанет в неожиданный момент.
Тем не менее, больше всего времени мы проведем с Кэлом и BD-1. Прошедшие годы явно отразились на рыжем парне — он повзрослел не только внешне, но и в поведении. На место нездоровому энтузиазму пришла прагматичность, но желание бороться с Империей никуда не делось, сделав из джедая одного из самых страшных врагов косых штурмовиков и Инквизиторов.
Появился и некоторый «транспорт»: на животных можно свободно кататься, на спидерах — нет
Star Wars: Shadows Die Twice или Elden Jedi: Survivor?
Но изменился не только Кэл, а и вся игра вместе с ним. В первую очередь заметно увеличение бюджета, которое последовало за финансовым успехом первой части. Survivor поражает с первого взгляда, демонстрируя в открывающей заставке Корусант — столицу исследованного региона галактики. Не отстают от него и другие планеты, которые теперь из нагромождения кишок превратились в полноценные открытые пространства.
Хотя уже здесь не обошлось без ложки дегтя. Несмотря на выросший в общем уровень качества, общий масштаб остался тем же. В игре всего три с половиной полноценные планеты, доступные для исследования — по большому счету, это даже меньше, чем в первой части. Также нельзя не отметить, что все сочные сцены с той самой постановкой в стиле Uncharted сконцентрированы в первом получасе и последней трети игры. Посередине предлагается наслаждаться исключительно геймплеем, ведь там и сюжет знатно провисает.
Местные развалины иногда дают вспомнить о «Принце Персии» в его лучшие годы
Из-за этого сравнивать обе Star Wars Jedi с приключениями Нэйтана Дрейка неверно — это больше похоже на современную Tomb Raider. Сиквел продолжает быть попсовой метроидванией, предлагая вам больше половины времени заниматься исследованием локаций и возвращаться на них после нахождения очередного девайса или способности. Иногда их, к слову, дают по невероятно глупой причине — просто кто-то из напарников внезапно решает поделиться с Кэлом бластером или древней приблудой времен Расцвета Республики, которую нашел по пути.
Хотя исследовать мир стало гораздо приятнее: он стал гораздо красивее, а удобств и развлечений добавилось. Теперь можно попутешествовать по открытым зонам на ездовом животном, а среди активностей появились простенькие сайдквесты и святилища с головоломками, пытающиеся подражать The Legend of Zelda: Breath of the Wild. Никуда не делась прорва коллекционных предметов и дополнительные боссы, которые дают жару почище сюжетных.
Головоломки пытаются подражать «Зельде», но все равно гораздо примитивнее
Дизайн локаций и акробатика — еще две беды оригинала — тоже стали на порядок лучше. Локации теперь многоуровневые, но путаешься в них реже из-за грамотной работы художников: даже в очередном захудалом подземелье все комнаты отличаются друг от друга. Прыгать же по всему этому — одно удовольствие. Новые трюки Кэстиса связаны в основном с крюком, поэтому предстоит много бегать по стенам и подтягиваться к разным точкам, не касаясь земли буквально в течение целых минут.
Чтобы было интересно заниматься исследованием, разработчики очень сильно прокачали кастомизацию. Интернет уже сходит с ума от возможности менять Кэлу прическу и бороду, но к остальным деталям разработчики подошли с еще большей дотошностью. Возможности по кастомизации одежды, разных видов светового меча, бластера и BD-1 просто поражают — каждый предмет состоит из деталей, которых может быть до двух десятков разных видов, и каждому можно изменить материал и степень состаривания. Страшно подумать, сколько денег и человекачасов ушло на проработку этих элементов.
Бластер, меч, дроид, борода — можно настроить весь набор для космического хипстера
Также поражает и новый хаб героя, а точнее даже несколько. Теперь это не только корабль «Богомол», на котором мы путешествуем по галактике, но еще и бар Гриза с близлежащим поселением. Там расположились многочисленные болтливые NPC, торговцы с косметикой (бороды и шмотки продают за разные коллектиблы) и очередная вариация личного сада, который можно засадить экзотическими растениями.
Однако несмотря на все усилия, Respawn так и не смогла объяснить, зачем из приключенческого экшена сделали soulslike. Как и в первой части, вы перемещаетесь от «костра» до «костра» (здесь это точки для медитации), при отдыхе у которых у вас восстанавливаются жизни, а враги возрождаются. Разумеется, после смерти вы оставите свой опыт в подарок убившему противнику, а количество лечебных уколов строго ограничено. Спасибо, что хотя бы к сиквелу додумались прикрутить систему быстрого перемещения между точками отдыха — с учетом многократно возросших масштабов это действительно важно.
Не стоит ждать от бластера откровений — он используется в одной стойке и ощущается бюджетным вариантом Devil May Cry
Однако самую большую проблему Fallen Order решить все-таки смогли. Анимации главного героя стали во много раз качественнее и превратились из театра деревянных кукол во что-то более-менее приличное. Между ними все еще отсутствуют процедурные склейки, из-за чего иногда случаются ужасно дерганные движения, но прогресс налицо. Враги тоже по-прежнему реагируют на световой меч — скорее как на дубинку, но Кэстис хотя бы перестел настолько нелепо им махать и двигаться так, будто наложил в штаны или сбежал из Mass Effect: Andromeda.
Разумеется, это пошло сражениям только на пользу. В основе все еще лежит приевшаяся схема с фокусом на враге и перекатами, но сражения стали как будто еще более яростными. Этому способствует то, что у врагов-гуманоидов теперь хотя бы отрубаются руки — порадуемся и этой мелочи, ведь в эпоху «Звездных Войн» от Disney большего ждать не приходится. Различная фауна и роботы от ударов светового меча вообще разлетаются на щепки, тут все по-старому.
Отголоски прошедших клонических войн встречаются в Галактике тут и там
Но в целом видов врагов пугающе мало. В основном предстоит сражаться с разного рода неинтересным зверьем (его стало меньше, чем в Fallen Order), имперскими бойцами и новыми, специально придуманными для игры рейдерами из банды «Бедлам». Они и самые интересные — некоторые даже пользуются световыми мечами, хотя, вроде бы, не положено. Также рейдеры пользуются перепрограммированными дроидами Торговой Федерации, среди которых есть все знаковые модели, включая дроидек.
У Кэла тоже обновился арсенал возможностей для борьбы с любителями говорить roger-roger. Помимо напарников, которые несильно влияют на саму игру, в глаза бросаются разные стойки. В первой части большим сюрпризом было появление меча-посоха — прямо как у Дарта Мола из «Скрытой Угрозы». В Star Wars Jedi: Survivor вам сходу доступны не только классический одиночный меч и посох, но и два меча. В дальнейшем к ним добавятся стойка с пистолетом (что? да!) и двуручный меч с гардой как у Кайло Рена.
Сражаться с дроидам одно удовольствие — разлетаются просто на щепки
Все варианты отличаются друг от друга, но разработчики подготовили мощный облом — из пяти стоек одновременно использовать можно только две. Остальные предлагают менять лишь на верстаках для кастомизации и у костров. В итоге остается смириться и выбрать два стиля, которые импонируют больше всего. Вообще любые: для решения головоломок они не нужны, а пройти игру можно каждым.
Также серьезно докрутили и телекинез. Подхватить предмет и управлять им в стиле приснопамятной Star Wars: The Force Unleashed можно лишь с некоторым объектами вроде гранат, булыжников и маленьких дроидов-мин. Все остальное можно толкать взад-вперед, что негативно сказывается на удобстве решения головоломок. Однако продвинутая физика делает что эти упражнения, что жонглирование врагами в пропасть гораздо приятнее, чем в Fallen Order.
Отсылочки к трейлерам отмененных Star Wars 1313 и игры от Visceral Games
Филиал Digital Foundry
Разумеется, EA не была бы EA, если бы не умудрилась чем-нибудь омрачить релиз отличной игры. Все уже наслышаны о техническом состоянии игры, которое Digital Foundry назвали «худшим ПК-портом 2023 года».
Речь идет именно про ПК-порт — на консолях ситуациях в рамках нормы. Режим качества дает четкую картинку, отличную графику с рейтресингом и стабильные 30 fps (с мощными просадками в катсценах), а в режиме производительности разрешение катастрофически падает, но удерживать 60 fps не удается ни PS5, ни Xbox Series X. Также есть несколько ломающих игру багов и некоторое количество вылетов — за прохождение их случилось штук пять. В качестве минутки юмора отметим, что обещанный патч первого дня мало что исправил, а для PS5 он до сих пор не вышел.
Внимание на фреймрейт в левом верхнем углу
Но с компьютерной версией все обстоит печально. Благодаря любезности пользователя Maqes нам удалось протестировать игру на сборке с AMD Ryzen 7 5800X, RTX 3080 12 Гб и 32 гигабайтами оперативной памяти. На таком сетапе игра в разрешении 1440p и с максимальными настройками показывала и 60 fps, и даже 100 — другое дело, что проблем навалом.
Во-первых, Star Wars Jedi: Survivor сильно не повезло с открывающей локацией. Средний фреймрейт во время миссии на Корусанте в районе 40-60 fps, в то время как уже на второй планете Кодох показатель был в среднем 60-80. Видимо, сказывается огромное количество геометрии футуристического города.
Во-вторых, сильным ударом под дых системе служит рейтресинг. Да, он делает картинку лучше, но натурально съедает 30% производительности. Откровенно говоря, это единственная настройка, которая заметно влияет на работу Survivor — все остальное никак особо не сказыается на фреймрейте.
С рейтрейсингом и без. Результат виден и ощущается во всех смыслах
Но самое страшное, с чем предстоит столкнуться ПК-боярам — вездесущие статтеры. Star Wars Jedi: Survivor сделана на Unreal Engine 4, на котором вышел не один кривой порт, страдающий от подтормаживаний из-за подгрузки текстур. Новинка перед каждым запуском проводит какие-то манипуляции по оптимизации текстур и шейдеров, которые вроде как должны решить эту проблему — и вот несколько минут проходит, запускается главное меню, а толку нет. В Digital Foundry уверены, что этот механизм прекомпиляции сломан, и никаких действий игра не проводит, занимаясь перед запуском непонятно чем.
Просадки есть и в простых статичных сценах. Почему — неясно
В итоге на ПК постоянно возникают неприятные тормоза, которые связаны даже не с подгрузкой текстур — в таком случае они со временем хотя бы пропадали. Особенно часто это случается при исследовании открытых пространств, но и в боях тоже встречается.
В принципе, с некоторой натяжкой это можно назвать играбельным, но не самым комфортным опытом. Другое дело, что речь идет о сборке выше средней, а на более простых системах Survivor уже откровенно неиграбельна. Консольная версия получилась средней паршивости — раздражает лишь наличие загрузок (в 2023-то году!) и очень галимый режим производительности. Игру со временем, наверное, починят, но она наверняка останется требовательной, так что обладателям слабых компьютеров не стоит надеяться на чудо.
Первые 35 минут стабильного геймплея на PS5. Источник: GameResource NL
Ради чего стоит играть:
- Динамичные бои и акробатика
- Продуманные локации, которые интересно изучать
- Отличная графика — таких «Звездных Войн» мы еще не видели
- Драматичный сюжет, который под конец дает жару
Что портит впечатление:
- Техническое состояние
- Относительная скромность происходящего: всего несколько полноценных планет для исследования
- История хороша, но разгоняется лишь в последней трети
- Тема Расцвета Республики не раскрыта
Итоги
Star Wars Jedi: Survivor — это настоящий сиквел с большой буквы, который перенес все особенности предыдущей игры на новый уровень. Удивительно, но разработчикам даже удалось сохранить общую бюджетность происходящего с проседающей серединой. При этом основные механики шагнули вперед, как и графика, история, постановка, левел-дизайн и все остальное. В итоге получилась лучшая игра по «Звездным Войнам» на данный момент, которую стоит попробовать всем любителям попсовых метроидваний от третьего лица в духе современного God of War — в принципе, Survivor по всем фронтам круче.