Санкции убили видеоигры в России? Нет – умирает вся игровая индустрия
Мыльный пузырь цифровых развлечений лопнул – разбираем причины и последствия.
В 2021 году мы терпеливо принимали сообщения о многочисленных переносах. Да, бывает – игры большие, крупные. Работы много, нужны тестирования, ради хорошего продукта можно и подождать.
В 2022 году владельцы предварительных заказов, наборов раннего доступа и бэкеры с краудфандинговых площадок заволновались – а где игры? А вот приблизительный список популярных игр Steam в 2022 году:
Подозрительно знакомые пассажиры
- Warframe
- Destiny
- Grand Theft Auto V
- Raft
- No Man’s Sky
- Spider-Man Remastered
- God of War
Новые хиты
- MultiVersus
- Elden Ring
- Stray
- Core Keeper
- Dorfromantik
- Cult of Lumb
Общая информация
У игровой индустрии серьезные проблемы. Друг на друга сложились сразу несколько глобальных проблем: логистический кризис из-за ковида, кризис полупроводников. Со спины подкрадывается энергетический кризис, последствия которого раскроются чуть позже.
Выросшие за период локдауна показатели начали резко падать, возросло влияние локальных проблем в основных геймдев-хабах. Но мы не плачем, а ждем перемен.
Первая причина: что-то случилось в России и СНГ
Несколько лет назад регион, ранее известный как СНГ, стал основным поставщиком дешевых рабочих рук для IT. Ну вы сами знаете: каждый школьник с 5 класса мечтает стать IT-вкатышем и занять место в экспорте демпинга. Или переехать на Кипр.
Почему так было? Ситуация в вакууме: сидит паренек или девчуля в Воронеже на аутсорсе у студии. Рисует графику, тестирует или пишет код, модельки лепит, редактирует видео, получая зарплату из США. Зарплата установлена ниже, чем западного специалиста, но все равно выше средней зарплаты по региону.
Хорошо было, но условия скисли: часть работодателей ушла, часть столкнулась с проблемой оплаты проектов. Рублевые зарплаты оказались выше долларовых и евровых. Специалисты из Европы теперь дешевле, как и аренда офисов.
Внимание издателей сместилось на Восточную Европу, некоторые региональные отделения передислоцировались в Сербию, Венгрию, Турцию, а оставшиеся порезали зарплаты и бонусы. Это касается не только конкретно разработчиков, но и рекламных агентств и всех сопутствующих служб, необходимых для издания игр.
Вторая причина: у издателей падает прибыль
Главными производителями игр исторически выступают Япония, США и Западная Европа. Их подталкивают с разных сторон, но троица упорно держится на рынке, связав себя цепями из денег.
Постпандемийный рынок привлек внимание огромного количества инвесторов. Особенно мощный поток инвестиций получили мобильный сегмент и с метавселенными. С 2019 по 2021 гг. рынок вырос почти на треть, пробив отметку в 191 млрд долларов.
Пандемия закончилась (нет), показатели возвращаются в норму. То есть падают. Иногда ниже ожиданий: тогда в студиях и издательствах проходят массовые сокращения. В 2022 году ожидается общее падение ниже 190 млрд.
- У Xbox прибыль упала
- У Intel тоже, впервые за много лет
- У Sony: упала йена, чужие игры плохо продаются, покупка Bungie влетела в копеечку
- У Tecmo Koei: мобилки и онлайн показали отрицательный рост из-за курса йены, нет крупных релизов
- У Capcom: аналогично
- У Square Enix: аналогично + снижение интереса к одиночным играм
- У Nintendo: аналогично + проблемы с поставками Switch
- У Remedy: одиночные игры плохо продаются
- У Valve: снижение покупательской способности пользователей Steam
- У Ubisoft: а тут даже обсуждать нечего
- И у еще нескольких дюжин компаний, которые занимаются играми, железом и периферийными устройствами
Но есть и хорошие новости. Electronic Arts вовремя справилась с зависимостью от одиночных игр и целиком перешла на сервисы. Да не простые, а серийные. Разработка и поддержка сервисов на удаленке оказалась легче, чем возня с традиционными играми.
Третья причина: сумасшедшая политика на Западе
Почему так происходит? Есть несколько заметных тенденций. В первую очередь на картину влияет политика крупных и средних издательств, которые массово скупают все доступные на рынке студии, а если таковых нет – открывают новые. Сумма сделок на текущий момент достигла 150 млрд долларов.
Но крупные траты не всегда приводят к результатам. К примеру, владельцы франшизы Pokemon собрали кучу студий и тысячи талантов, чтобы те замутили альтернативу Pokemon Go. А что дальше? Ничего. Люди уволены, труды ушли в никуда, альтернативы до сих пор нет.
Определенное влияние оказало снижение покупательской способности в США и Европе из-за роста цен на энергетические ресурсы и еду. А игры-то подорожали. И консоли. И запчасти. Часть проблем Intel связана с тем, что производители комплектующих отменили часть заказов на электронику, понимая, что спрос упал.
Ну и вытекающая беда – со всей это неразберихой трудно разрабатывать игры. В новостях грязь, в социальных сетях негатив, с логистикой проблемы, сосиски подорожали. Многие простые разработчики сменили статут «ценные кадры» на «излишки рабочей силы». Прошел очередной этап массового переноса релизов, теперь на 2023 год.
Острая и неоднозначная тема: «оздоровление» индустрии. Она проводится за счет привлечения женщин и меньшинств к разработке, а также массовый отток опытного персонала в связи со скандалами, ухудшением условий труда или усталостью от кранчей. О последствиях говорить не будем, но некоторые компании целиком обновили ключевые посты.
Четвертая причина: Азия снова ненавидит игры
У Китая проблема. Коммунистическая партия достала нефритовый стержень и крутит на нем издательства. Всемогущая Tencent не попадает в списки допущенных к изданию игр компаний – из-за снижения темпов развития в 2022 году компания уволила около 5 тыс сотрудников, оставшиеся 100 тыс уже дрожат за свои места.
Страдают и закрываются сотни студий – на порядок больше, чем в нормальное время. Внутренний рынок Китая падает, а китайские разработчики активнее уходят на Запад, стараясь привлечь новую аудиторию клонами популярных проектов.
В остальном Азии такие же проблемы: правительства запрещают игры и сервисы. Индия, Пакистан, Индонезия активно бьют по игровой индустрии в своих регионах. Стабильность демонстрирует только Южная Корея – игры летят к потребителям в огромных количествах.
Луч света: новые регионы
Из-за кризиса началось развитие Ближнего и Среднего Востока (и Африка). Новые студии открывают в Египте, Израиле, Турции. Огромные объемы инвестиций приготовили арабский шейхи, готовые бросать деньги во что угодно: киберспорт, метавселенные, мобильные игры. Не будем вдаваться в подробности из-за напряженного отношения этих шейхов с иностранными журналистами. Заранее извините.
Самый перспективный регион – Латинская Америка. Без сомнения, многие отметили бразильские студии, выпускающие приличные игры для Steam и магазинов мобильных приложений. Поддержку южноамериканским разработчикам охотно оказывают инди-издательства: HypeTrain Digital, TinyBuild, Devolver Digital, Annapurna Interactive.
Но есть очевидная проблема: перечисленные регионы только развиваются. Ожидать крупных ААА-релизов от них нет смысла. Даже от Китая, который производит либо мобильные игры, либо средней руки многопользовательские экшены. И визуальные новеллы.
Пузырь или нет?
Индустрия видеоигр пережила несколько кризисов. Многие эксперты и комментаторы даже считают, что это устоявшийся цикл, так как после каждого потрясения индустрия восстанавливалась.
Самый известный пример – кризис 1983 года, когда рухнула игровая империя Atari, а вместе с ней разорились десятки производителей персональных компьютеров и приставок. На развалинах расцвела Activision, а вместе с ней поднялись многие современные топовые издательства.
Никто не хочет называть видеоигры пузырём, зато многие намекают на сходство ситуации с крахом доткомов. Уповая на разум основных игроков, многие агентства ожидают рост уже в 2023 году – перенесенные игры рано или поздно издадут, покупатели найдутся. И даже самые отвратительные, сырые игры-сервисы с лутбоксами, батлпассами и платными скинами обязательно отобьют затраты.
Итак, индустрия столкнулась сразу с несколькими проблемами. На нее негативно повлияли:
- Последствия локдауна
- Последствия энергетического кризиса
- Недостаток квалифицированной и дешевой рабочей силы
- Давление со стороны властей некоторых стран
- Тенденция к олигополии и, как следствие, череда скандалов в индустрии
- Взрывной рост и последующее сжатие рынка
Как минимум упадет темп развития игр, в худшей перспективе – без работы останутся тысячи людей из геймдева. Так или иначе, нам следует морально подготовиться к снижению игрового разнообразия.
😍
10
😁
3
😲
14
😢
8
😡
3
🤢
17
Источник