Обзор Last Train Home. Неплохая стратегия про добрых чехословаков, которые стреляют в злых большевиков


                    Обзор Last Train Home. Неплохая стратегия про добрых чехословаков, которые стреляют в злых большевиков

Оглавление Развернуть В дорогу дальнюю, дальнюю идем Гибридный геймплей Поездка поездатая Наши храбрые герои, их жестокие захватчики Слабоумие и отвага

Для чешской студии Ashborne Games стратегия Last Train Home стала первым настоящим дебютом. Если название студии вам ни о чем не говорит, то это неудивительно: ранее команда занималась лишь контентной поддержкой Comanche, но особого успеха не добилась, судя по рейтингам вертолетного шутера. Однако издательство THQ Nordic решило дать Ashborne Games шанс рассказать о важной странице из собственной национальной истории — участии Чехословацкого легиона в гражданской войне на территории России. Грамотно ли распорядилась студия ресурсами на собственный проект?

В дорогу дальнюю, дальнюю идем

Last Train Home — историческая стратегия в реальном времени. Заявленная историчность тут не для красного словца, а вполне закономерна, ведь в основу игры положены записки одного из бойцов Чехословацкого легиона. Так что сторилайн «базируется на реальных документах», которые уже вызвали негативный резонанс у части русскоговорящих игроков.

Кстати, эту тему вообще кто-нибудь поднимал раньше? История Чехословацкого корпуса крайне интересна, полна драм и кровавых событий. Игра рассказывает о легионерах, которые пытаются вырваться из России и вернуться к себе на родину — в новообразованную Чехословакию. У горстки вояк, уставших от войны на чужбине, есть бронепоезд и жгучее желание добраться до Владивостока, чтобы на корабле отбыть в Европу. К слову, в реальности именно Владивосток стал портом, в котором последних военнослужащих дожидался американский военный транспорт «Хеффрон».

Есть ли он в игре — большой вопрос. Прохождение Last Train Home может занять от 40 до 100 часов: хоть мы и получили доступ к игре заранее, дойти до титров не успели. Но заимели достаточно опыта, чтобы оценить масштабную сюжетную кампанию в полной мере.


                    Обзор Last Train Home. Неплохая стратегия про добрых чехословаков, которые стреляют в злых большевиков

Арты в игре приятные, хотя им недостает детализации, и порой кажется, что за некоторыми из них скрыты концепт-арты

Гибридный геймплей

Last Train Home принадлежит к жанру стратегии, но не вполне обычной — она использует, по сути, сразу три разных геймплейных слоя, которые невозможны в отрыве друг от друга. В первую очередь это стратегия в реальном времени: у нас есть гибкая рамка, которой можно выбирать войска и гонять их по карте туда-сюда, собирая ресурсы и разведывая зоны за туманом войны. Красоты Пензы и Москвы, Калуги и Владивостока — все это к вашим услугам. На каждой миссии игроков ждут вручную собранные и в деталях проработанные локации.

Вот только, в отличие от обычных RTS, каждый юнит придется беречь. Это полноценная личность — со своими особенностями, тараканами в голове и даже взглядами на правильное, по его мнению, мироустройство. Last Train Home доводит эту концепцию до предельного микроменеджмента: у юнитов есть параметры, словно они пришли из RPG-системы, есть боевая и небоевая специальности, есть свои преференции по союзникам и антипатии. Во многом игра объединяет опыт Jagged Alliance, «В тылу врага» и «Операция Silent Storm», добиваясь предельной проработки личностей. Почитать про наших легионеров можно и в энциклопедии, которая ждет в главном меню. Особенно круто, что при выборе «иммерсивной озвучки» солдаты будут откликаться родными голосами: чешским и словацким, а наши соперники — вопить по-русски. То есть все реплики звучат в соответствии с многонациональным колоритом игры.


                    Обзор Last Train Home. Неплохая стратегия про добрых чехословаков, которые стреляют в злых большевиков

Обучение наглядно показывает нам преимущества каждой специальности. Штурмовик бежит в штыковую атаку, гренадер швыряет гранаты, а пулеметчик ловко управляется с тяжелым вооружением

Второй «слой» — тактическая составляющая. Здесь Last Train Home раскрывается в качестве тактики в реальном времени с умной паузой. Мы сами настраиваем реакцию паузы на внутриигровые события, и в любой момент можем остановить игру, чтобы поразмыслить над дальнейшими действиями. С учетом того, что юнитов всегда мало, солдаты хрупкие, но у каждого есть по несколько активных умений, пауза пригодится. Комплексная боевка позволяет прятать комбатантов за препятствиями, отправлять штурмовиков в штыковую или забрасывать неприятеля гранатами.

Вот только все ресурсы, вплоть до патронов, ограничены, то есть буквально наперечет. Поэтому стратегическая составляющая делится на две части: в отсутствие врагов мы исследуем локации, собираем топливо для паровоза, уголь, ткани, цветы для лечебных процедур и другие ресурсы, а во время обнаружения врагов правильно позиционируем юниты и расправляемся с неприятелем. Есть возможность красться, совершать незаметные убийства и не позволять врагам поднимать тревогу: вместо условной «тревожной кнопки» большевики используют столбы с колоколами. По ощущениям от боевки Last Train Home близка к Commandos и Warmongers, но все-таки масштабнее — в боевых действиях принимают участие отряды до десяти человек.


                    Обзор Last Train Home. Неплохая стратегия про добрых чехословаков, которые стреляют в злых большевиков

Пулеметчик на мосту решает любые проблемы. Если патронов хватит

Поездка поездатая

Наконец, третьим аспектом игры является система менеджмента ресурсов: у нас есть поезд с грузовым вагоном, который должен быть набит металлами для починки механизмов, едой для наших легионеров, углем и другими ресурсами. Нянчиться со своим транспортным средством придется не меньше, чем в какой-нибудь Faster Than Light. Каждый вагон поезда обладает своими задачами: вагон-барак обеспечивает койки для солдат, вагон-лазарет используется для лечения раненых при условии того, что вы назначите врачей, а артиллерийский вагон позволяет делать артобстрелы во время миссий.


                    Обзор Last Train Home. Неплохая стратегия про добрых чехословаков, которые стреляют в злых большевиков

Каждый вагон можно разглядеть, изучить, почитать про его спецификации и людей, которые там коротают быт

На наши плечи ложится множество менеджерских задач — назначение рабочих в поезде на дневную и ночную смены, тренировка навыков бойцов и сбор ресурсов. На глобальной карте мы можем управлять поездом в ограниченном диапазоне: останавливать его, запускать со стандартной скоростью или на полный ход. При этом игра поощряет лутинг на глобальной карте: мы отправляем отряды бойцов в лес за грибами, на озеро за рыбой и так далее. Вдоль железной дороги встречаются населенные пункты, в которых можно торговать — например, обменивать трофейные сигареты на продукты питания. Причем в деревнях цены ниже, чем в городе.


                    Обзор Last Train Home. Неплохая стратегия про добрых чехословаков, которые стреляют в злых большевиков

На экране торговли мы можем как меняться с другими купцами предметами, так и покупать их за местную валюту

Забота о поезде требует множества ресурсов, и главный — это время. Оно постоянно уходит, и кормить голодных солдат нужно ежедневно. При этом Last Train Home заходит на территорию Frostpunk и позволяет каждого нашего работника ограничить в еде. Например, выдавать только половину пайка или вообще объявить солдату принудительную голодовку.

Менеджмент детальный и сложный, но его, как и другие аспекты, можно отдать на откуп компьютеру. Например, включить автораспределение ресурсов и вакансий на поезде, чтобы не заниматься мелкой суетой.


                    Обзор Last Train Home. Неплохая стратегия про добрых чехословаков, которые стреляют в злых большевиков

В Малино торгуем, а в чаще ищем древесину и любой подножный корм

Наши храбрые герои, их жестокие захватчики

Чешская студия решила сполна показать в Last Train Home все зверства гражданской войны. Большевики тут представлены в однозначном негативном ключе — звери и варвары, начиная с предателя генерала Морозова, который в самом начале убивает нашего майора. Задачу по оценке подлинной историчности игры мы перед собой не ставили, хотя совершенно точно стоит сказать, что в ней сходу имеются определенные сомнения. Разумеется, в игре нет ни одного положительного русского персонажа. Майор Газдик в начале ломается, не хочет вступать в конфликт и призывает сохранять нейтралитет, чтобы русские сами разобрались, но его сменщик капитан Лангер чуть ли не открытым текстом заявляет: «Убивать красных русских — это миссия во благо». И понеслось.

Красный террор никто не отменял, и это понимаемо — в российской истории и правда была такая кровавая страница. Но когда на этом фоне бравые чешские швейки представлены исключительно как носители высокой морали и нравственности — вот это уже очень плохо. Участников конфликта авторы показывают слишком однополярно, по мемной методичке «их отсталые дикари и наш благородный народ». Противостоят нам поголовно злодеи — они расстреливают мирных во славу Ленина, сжигают деревни и трусливо ретируются в уютный броневичок, когда дело пахнет жареным. В противовес таким карикатурным большевикам все словаки, чехи и прочие легионеры выглядят как герои из классической сказки. Помните же ее?

Все равны, как на подбор, 
С ними дядька Черномор, 
Это диво, так уж диво, 
Можно молвить справедливо!
— А.С. Пушкин

Стоило все-таки быть объективнее: Чехословацкий корпус не только боролся со «злыми красными», но и массово расстреливал крестьян и рабочих — счет шел на тысячи убитых гражданских. Раз уж взялись вспоминать такие неприятные исторические эпизоды, их надо вспоминать как следует, а не использовать игру в качестве площадки для обеления собственной нации. По этой причине немногочисленные обзоры на русском языке в Steam носят очень раздраженный тон, даже если сама игра пользователям понравилась. Западным игрокам совершенно все равно, на что и был рассчет.


                    Обзор Last Train Home. Неплохая стратегия про добрых чехословаков, которые стреляют в злых большевиков

Слабоумие и отвага

Впрочем, художественный вымысел под видом исторически достоверного повествования — не главная беда Last Train Home, в ней хватает и фактических проблем. Пожалуй, главная — это искусственный интеллект. Он откровенно слаб: враги почти всегда прут напролом, не пользуясь никакими тактическими хитростями и уловками. Предел их способностей — спрятаться за укрытие, а затем встать в полный рост, чтобы перебежать за следующий мешок с песком. Компьютер ведет себя тупо и зачастую не дает достаточного челленджа, который ждешь от игр подобного жанра, так что тактический геймплей получается весьма условным и репетативным. Но для кого-то это станет панацеей, ведь сохраняться во время миссий нельзя, поэтому любая ошибка стоит тут очень и очень дорого.

Конечно, мазохисты могут в любой момент выкрутить ползунки страданий, ведь в Last Train Home представлена очень тонкая настройка уровней сложности. Она доступна в любой момент и курирует практически каждый чих в игре, от потребления пищи и получения урона до щедрости находимых ресурсов. Между миссиями также есть занятная нарративная составляющая: наши солдаты комментируют события, разворачивающиеся в игре, а мы время от времени выбираем реплики, которые олицетворяют наше собственное отношение к происходящему. Плюс ко всему, за время путешествия наши персонажи становятся свидетелями главных событий гражданской войны в Российской республике.

Релизный трейлер Last Train Home

Ради чего стоит играть:

  • Необычный жанровый симбиоз
  • Проработка русских локаций и просторов
  • В целом приятная боевая система

Что портит удовольствие:

  • Дураковатый искусственный интеллект
  • Сплошной красный террор и героизм чехословаков
  • Чрезмерный объем микроменеджмента состояния поезда

Итог

Любители необычных стратегий могут найти для себя в Last Train Home что-то новое: к геймплею можно предъявить несколько неудобных вопросов, но видно, что игра делалась с любовью, тщанием и вниманием к деталям. История в духе культового фильма «Сквозь снег» захватывает: повстанцы едут на тяжелом бронепоезде через Сибирь навстречу своей долгожданной свободе, правда, радеющего за историческую объективность геймера многое в сюжете может оттолкнуть. Нам Last Train Home скорее понравилась — она вдохновлена множеством самых разных стратегических и тактических игр, при этом предлагает нечто самобытное. Не самое плохое завершение года для жанра RTS!

Источник

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *.

*
*
You may use these <abbr title="HyperText Markup Language">HTML</abbr> tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс цитирования