Как серия японских треш-шутеров Earth Defense Force позволяет отдохнуть от безликой AAA-индустрии и что не так с новой частью?


                    Как серия японских треш-шутеров Earth Defense Force позволяет отдохнуть от безликой AAA-индустрии и что не так с новой частью?

Оглавление Развернуть Иммерсивный театр абсурда в муравейнике Фраер оказался жирный клоп Шестое пришествие

Знаете… Да конечно же вы знаете. Любой хоть сколько-нибудь неравнодушный к играм человек не может не замечать, в какой заднице находится индустрия в последние годы. С одной стороны — безликий AAA-конвейер, к которому скорее подпустят кураторов политкорректности, чем творцов с оригинальным видением. С другой — захламленный инди-сектор, какое-то время казавшийся пространством для оригинального творчества, а ныне утопающий во вторичности, самоповторах и дешевых попытках срубить денег. А крутые «средние» игры — где они? Повезет, если раз в год что-нибудь такое выйдет. Утопая среди сотен слепленных наспех по одному канону релизов, полезно найти для себя отдушину, чтобы не сойти с ума. Даже если для этого придется погрузиться в нечто безумное. Серия трешовых и нишевых, но активно прорывающихся на запад японских шутеров Earth Defense Force стала для меня и еще кучи моих знакомых как раз таким лучиком света в темном царстве. Но как столь внешне наказистая игра оказывается настолько увлекательной? И почему свежий выпуск франшизы на западе вызвал столько драмы?

Иммерсивный театр абсурда в муравейнике

Основную концепцию Earth Defense Force мог бы придумать кто угодно. Серьезно. «Четверка игроков зачищает мегаполис от сотен гигантских насекомых и инопланетных вторженцев с помощью футуристического оружия»? Это идея для подпивасного мозгового штурма в инди-студии или одноразового эксперимента на геймджеме, а никак не готовая основа для многомиллионной франшизы на десяток с лишним выпусков. 

Но японской студии Sandlot удалось выстроить на шатком фундаменте целый небоскреб, пусть и выглядящий не слишком презентабельно. Каждая новая часть EDF расходится все большими тиражами и регулярно пробирается в игровые чарты. Это уже не странная и понятная лишь японцам забава, зародившаяся в порядке локального эксперимента на PlayStation 2, а международный феномен. Веселая, увлекательная и ни на что не похожая кооперативная игра, сохраняющая свою аутентичность уже третий десяток лет даже в наш век вторичного ширпотреба. Как так?


                    Как серия японских треш-шутеров Earth Defense Force позволяет отдохнуть от безликой AAA-индустрии и что не так с новой частью?

Хаос для Earth Defense Force — не эксцесс, а естественное состояние

Величие Earth Defense Force стоит на двух столпах. Первый из них — крепкая механическая основа в виде аренного шутера на четверых игроков, которым предлагаются на выбор четыре совершенно разных класса со своими уникальными гиммиками, арсеналом из сотен необычных фантастических пушек и возможностями для синергии. Идея в корне не нова, но EDF реализует ее просто блестще. Вооруженный классическим набором огнестрела Рейджер. Летающие на джетпаках анимешные девочки Винг Дайверы с лазерным и плазменным оружием. Осыпающий поле брани градом бомбардировок и призывающий тяжелую технику Эйр Рейдер. Облаченный в бронированный экзоскелет Фенсер, способный притащить с собой до четырех крупнокалиберных орудий. Каждый из них проработан настолько, что позволяет обнаружить для себя что-то новое даже на сотом часу игры. Каждому найдется свое место на поле боя. И каждый подойдет разным типам игроков. 

Вторая ключевая составляющая успеха  — уникальный стиль и атмосфера. Серию часто сравнивают с боевиками конца XX века, и у них действительно немало общего. В каком-то смысле это идеальная игровая адаптация «Звездного десанта» Пола Верховена. Не игры по лицензии и даже не Helldivers, а именно EDF лучше всего ухватила сочетание классической и даже наивной научной фантастики на тему космических войн с полной абсурдностью происходящего.


                    Как серия японских треш-шутеров Earth Defense Force позволяет отдохнуть от безликой AAA-индустрии и что не так с новой частью?

Просто еще один день на работе

Трехгрошевые сюжеты о бравых морпехах, обороняющих родную Землю от инопланетной заразы, озвучены явно переигрывающими актерами и пропитаны зашкаливающим милитаристским пафосом. Они подаются настолько серьезно, что выглядят комично для любого игрока — но не для участников событий. Герои как раз на полном серьезе сражаются, страдают и жалуются, что им остался последний день до пенсии, не замечая повсеместной идиотии — в собственных репликах, переговорах со штабом по радио и выпусках новостей, явно стилизованных под все тот же «Звездный десант». Это уже даже не треш, а кэмп, близкий к столь же серьезным и театрализованным выступлениям профессиональных рестлеров, которые даже при произнесении самой нелепой речи ни за что не выйдут из образа. 

Только EDF в отличие от того же рестлинга — не только зрелище, а еще и действо, которое предлагает любому отыграть свою роль в этом иммерсивном театре абсурда. Говоря проще, дарит редкую возможность сойти на несколько часов с ума и от души подурачиться. Ведь любая форма лицедейства — это временное помешательство, временный отказ от собственного «я». А безумцы не замечают своего безумия. И вы сами не заметите как начнете подпевать ритмичным кричалкам о преодолевающей любые невзгоды силе армейского братства и расстреливать гигантских прямоходящих лягух, будто от этого и впрямь зависит судьба планеты. Ну или по крайней мере ваших боевых товарищей.


                    Как серия японских треш-шутеров Earth Defense Force позволяет отдохнуть от безликой AAA-индустрии и что не так с новой частью?

Сейчас мы покажем этой твари высокотехнологичную месть боксера

Фраер оказался жирный клоп

Конечно, в AAA-сегменте такое безобразие было бы невозможно. Поэтому EDF остается явно бюджетной серией — достаточно взглянуть на графику, которая, кажется, застряла где-то в эпохе PlayStation 3. Зато без необходимости гнаться за технологическими трендами авторы смогли от души накрутить масштаб: карты миссий раскидываются на десятки квадратных километров, а улицы виртуальных городов наполняют буквально сотни муравьев, пауков, тараканов, летающих тарелок и просто гигантских прямоходящих зеленых человечков. И все это еще и с впечатляющей разрушаемостью, которая не только исполняет роль яркого спецэффекта (крошащие многоэтажки взрывы можно смаковать вечно), но еще и способна сыграть ключевую роль в баталии — укрытия тут бывают крайне важны.

Местный бестиарий вражин, разрастающийся с каждой частью, вообще достоин считаться достоянием индустрии. Многие из них требуют особого внимания и индивидуального подхода. Например, обездвиживающие и затягивающие в свои сети бойцов арахниды заставляют сосредоточить по себе коллективный огонь — иначе можно на ровном месте лишиться одного из сопартийцев. А нападающие целыми полчищами гигантские мокрицы умеют сворачиваться в клубок и на реактивной скорости бросаться в игроков, сбивая тех с ног и временно выводя из игры. В бою же с самыми крупными противниками в полной красе раскрывается система расчленения — зеленому человечку можно отстрелить ноги или руку, снизив его скорость перемещения или боевую мощь… но те еще могут отрасти обратно: пришельцы очень быстро регенерируют.


                    Как серия японских треш-шутеров Earth Defense Force позволяет отдохнуть от безликой AAA-индустрии и что не так с новой частью?

Отрезать лазерной саблей щупальца ктулхоподобным пришельцам — одно удовольствие

Чтобы сражаться с такими могущественными противниками, да еще и в гигантских количествах, игрокам необходимо подходящее оружие. И в подходе к пользовательскому арсеналу Earth Defense Force тоже уникальна. Пушки тут невероятно мощные, порой один залп плазменной мортиры способен разорвать в клочья десятки противников… Вот только пользоваться ими не так просто, как кажется. Той же плазменной мортирой очень легко выстрелить себе под ноги, уничтожив всю команду. Самонаводящиеся ракеты часто взрываются об препятствия прямо над головами игроков, не успев набрать высоту. А самые мощные лазерные винтовки стреляют неуправляемым пучком лучей, который может попасть в кого угодно. Так и хочется спросить: «Кто, черт возьми, это придумал и зачем?» Ну, японцы, кто же еще. 

Регулярно подрывающие сами себя горе-защитники планеты сами по себе вызывают комический эффект. Но вообще, в таком решении видится очередная насмешка игры в адрес военной науки, ставящий разрушительную силу превыше всего, и в том числе удобства для человека (можно вспомнить сцену из пресловутого «Звездного десанта», где огонь по своим приводит к гибели курсанта на ровном месте). С другой стороны, это открывает игрокам еще один вектор для самосовершенствования. Скажем, выпадает им мощная винтовка, только стреляет она не по прямой линии, а двумя лучами под углом в форме буквы V. Казалось бы: это же практически бесплатный двойной урон! Только навести оба этих луча на противников еще надо изловчиться. И подобных примеров в игре куча. Потому что и самих пушек здесь буквально сотни. Винтовки, дробовики, гранаты, мины, ловушки, турели, самые разные типы бомбардировок… а еще танки, вертолеты, мотоциклы, комплексы РСЗО, лечилки, усилялки, защитные укрепления и, конечно же, огромные человекоподобные роботы.


                    Как серия японских треш-шутеров Earth Defense Force позволяет отдохнуть от безликой AAA-индустрии и что не так с новой частью?

Эти андроиды со светящимися шарами — практически рескин езголовых камикадзе из Serious Sam. Ну, и мозгов в них столько же

Поощряет эксперименты и система лута: в каждой миссии из врагов выпадают буквально десятки коробок с улучшениями брони и оружия, только успевай собирать. При этом каждый подобранный ящик может дать новое оружие или улучшить уже имеющееся в одной из множества характеристик — уроне, скорострельности, боезапасе, дальности стрельбы, скорости перезарядки и так далее. И вы, черт возьми, захотите собирать эти ящики, потому что одна и та же пушка на начальном и финальном этапе прокачки может ощущаться совершенно по-разному. Благо лут делится между всеми игроками, так что тут тоже не возникает никакого соревнования — сплошная кооперация. Причем при игре за один класс все остальные тоже понемногу получают лут и прокачиваются. И даже в случае проигрыша миссии вы заберете часть накопленных улучшений с собой. Здесь любая боевая вылазка приносит вам пользу, вы постоянно будете ощущать прогресс в гонке вооружений с пришельцами.

Ну и финальный штрих, без которого EDF не была бы собой — кооперативный фактор. В серию, конечно, можно играть и с незнакомцами, и соло, но больше всего радости она подарит в компании друзей. Каждый класс тут бесценен в одних ситуациях и крайне уязвим в других, а в полную силу они раскрываются лишь вместе. Игра активно подталкивает обсуждать перед миссией выбор снаряжения, распределять роли и позиционирование на поле боя, коллективно импровизировать во время атаки или отступления.

Оборонять втроем перед ордами муравьев раненого техника, готовящего масштабную бомбардировку. Залезть всей четверкой в огромного робота и дать отпор огнедышащей Годзилле. Подлечить метким выстрелом из медицинской винтовки отбившегося от команды товарища. Застроить улицу импровизированными баррикадами и вместе сдерживать натиск пришельцев плотным огнем. Выстрелить гигантской ракетой со спутника по лазерной наводке товарища и взорвать одним махом нависший над городом эсминец инопланетного флота. Подобные моменты превращают EDF в драгоценный совместный игровой опыт. И во многом ради них стоит играть в эту серию.


                    Как серия японских треш-шутеров Earth Defense Force позволяет отдохнуть от безликой AAA-индустрии и что не так с новой частью?

Схватки с боссами предельно эпичны. Чтобы не спойерить новинку, покажем главгада предыдущей части

Шестое пришествие

Но вот, скажем, отважившийся познакомиться с заокеанской диковинкой игрок приглядывается к вышедшей на днях шестой части основной серии и… что же он видит? Во-первых, подозрительно жирный для очевидно нишевой франшизы ценник. Во-вторых, разгромные отзывы, которые только пару дней назад достигли отметки «смешанные» по метрике Steam, а до этого и вовсе были «в основном негативными». От Earth Defense Force 6 демонстративно отворачиваются даже самые ярые фанаты серии. Что же с ней пошло не так?

С самой игрой — ничего. Более того: она вполне достойна звания лучшей в серии. Тут и самое большое количество контента в истории франшизы, и доведенные до ума механические наработки прошлых выпусков, и самый разнообразный бестиарий, пополнившийся десятками новых мерзких гадов. Каждый класс ощутимо переработали и одарили новыми пушками, оставив при этом узнаваемым. Эйр Рейдер помимо бомбардировок научился призывать дроны, которые могут преследовать врагов или оборонять его от близкого контакта с неприятелем. Рейнджер и Винг Дайвер получили новые слоты для дополнительно вооружения, куда можно экипировать гранаты, щиты, электрические сабли и кучу других изобретательных гаджетов. Сюжет совсем съехал с катушек и теперь включает в себя путешествия в времени. В самом идиотском виде, который только можно представить. И это прекрасно. Короче говоря, EDF 6 имеет все, за что франшиза полюбилась миллионам игроков и даже больше. Причина тряски?


                    Как серия японских треш-шутеров Earth Defense Force позволяет отдохнуть от безликой AAA-индустрии и что не так с новой частью?

К закрывающим половину экрана взрывам привыкаешь как к данности

А причина в идиотских решениях издателя. Видите ли, мало того, что господа из компании D3Publisher решили сделать необходимым для мультиплеера регистрацию в сервисах Epic Games Store. Мало того, что игра автоматически устанавливает и запускает приложение EGS. Так об этом еще и никто заранее не предупреждал. Ни в трейлерах, ни в рекламных постах, ни на странице Steam. Последнее исправили после ревью-бомбинга. И даже пообещали пересмотреть решение о необходимости использования сервисов EGS. Но сложно представить более эффективный способ выстрелить себе в ногу. Скорее всего, вызвано это было банальным непониманием реалий выпуска игры за пределами Японии в 2024 году — EDF, все-таки, серия традиционно консольная. Но вред репутации игры уже был нанесен. И неясно, как долго теперь эту репутацию придется отмывать. Да и получится ли вообще. Даже я при всей своей любви к Earth Defense Force максимально осуждаю такое решение и не могу призывать поддерживать этот релиз рублем. Да и покупать это за 4500 рублей точно будет готов не каждый.

Во что тогда поиграть? Не считая шестой части, на данный момент в Steam доступно аж целых шесть частей Earth Defense Force, регулярно продающихся с аппетитными скидками. Но тут важно не ошибиться в выборе. Лучшим решением для неподготовленного игрока будет начать с одной из номерных частей — пятой или четвертой (ее улучшенная версия продается с подзаголовком «4.1: Shadow of New Despair»). Они содержат все основные механики и именно тот геймплей, благодаря которому серия стала известной. Другой хороший вариант для новичков — разработанный сторонней студией спин-офф Earth Defense Force: Iron Rain. Особенно если основная серия кажется слишком гротескной — там все это японское безумие имеет чуть более приземленный вид, а сюжет даже отдаленно напоминает связную историю. Если понравится, можно заценить и более мультяшную Earth Defense Force: World Brothers от тех же разработчиков, исполненную в воксельной графике. К ней уже, кстати, анонсировали прямой сиквел.


                    Как серия японских треш-шутеров Earth Defense Force позволяет отдохнуть от безликой AAA-индустрии и что не так с новой частью?

Это Minecraft? Это Roblox? Нет, это EDF!

А вот другой спин-офф с подзаголовком Insect Armageddon стоит всеми силами избегать — его отдали на разработку американской студии с задачей представить «западный взгляд на EDF». Получился просто унылый консольный шутер от третьего лица. Со сломанным мультиплеером в придачу. Еще есть сделанная в жанре вертикального скролл-шутера Wingdiver The Shooter, но это уже совсем дешевая поделка, способная привлечь разве что самых изголодавшихся фанатов. Словом, если хотите поиграть прямо сейчас или взять по скидке в обозримом будущем: первым делом номерные части, потом Iron Rain и World Brothers… Ну а потом можно и фиксов к Earth Defense Force 6 дождаться. А если высокий ценник и привязка к EGS вас не пугает, в нее хоть сейчас можно играть и кайфовать.


                    Как серия японских треш-шутеров Earth Defense Force позволяет отдохнуть от безликой AAA-индустрии и что не так с новой частью?

Релизный трейлер Earth Defense Force 6. Источник: PlayStation

Каждый заход в Earth Defense Force для меня подобен небольшому отпуску в компании друзей. И не только отпуску от работы или насущных дел, а еще и от других игр. На фоне бесчисленных AAA-симулякров она кажется настоящей беспредельщицей, плюющей на все законы рынка и продиктованные продюсерами крупных компаний правила хорошего тона. Чем-то из другого времени и места. Чем-то невозможным. Настолько, что иногда мне кажется: однажды я проснусь в дурке, а милый доктор объяснит мне, что эти игры с гигантскими муравьями, исполинскими ящерами и летающими девочками в трусах были лишь плодом моего больного воображения. Слава богу, не сегодня.

Источник

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *.

*
*
You may use these <abbr title="HyperText Markup Language">HTML</abbr> tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс цитирования